О правах человека надо помнить и в период пандемии
Количество зараженных от коронавируса в мире уже превысило два миллиона, а умерших — более 140 тысяч. Беларусь также не минула пандемия. Как выжить в таких условиях? Можно ли при этом говорить о соблюдении прав человека? Как их защитить, когда все подчинено борьбе с вирусом?
Каждый спасается сам?
В интервью Радио Свобода нобелевский лауреат Светлана Алексиевич сказала, что надо спасаться всем миром и помогать, в первую очередь, одиноким пенсионерам и инвалидам. Она решила перечислить на их поддержку 1000 евро и призывает других последовать ее примеру.
По мнению С.Алексиевич, «государство наше оказалось слабое и будет в этой ситуации спасать только себя». Вместо реальной помощи людям, оказавшимся под волной пандемии, оно перелагает ответственность на врачей, а то и на самих заразившихся.
Объективности ради, следует признать, что во многих странах действующая система здравоохранения оказалась не готовой к нашествию смертоносного вируса, а имеющихся средств защиты не хватило даже на первое время.
Трудно поверить, что в Беларуси среди заразившихся — свыше 300 врачей. В этой связи хотел бы присоединиться к словам постоянного автора «Снплюс» поэта Сергея Законникова: «Нізкі паклон нашым медыкам, якія, не ў прыклад уладзе, зразумелі і ўсвядомілі страшэнную небяспеку, спрабуюць на сваім узроўні зрабіць усё магчымае, каб уратаваць жыццё людзей. Прытым дзейнічаць ім даводзіцца ў складаных умовах».
Нужен ли карантин?
В ходе развернувшейся в социальных сетях кампании более 100 тысяч граждан, в том числе и автор статьи, подписали петицию с требованием ввести на территории страны карантин. В качестве доводов указывается: не допустить распространения вируса COVID-19, уберечь людей от заражения, дать возможность медицинским службам подготовиться к увеличению числа пациентов.
Как отмечалось в предыдущем номере газеты, миссия ВОЗ, посетившая недавно Беларусь, высказалась за принятие дальнейших мер по замедлению распространения эпидемии, в том числе предлагается не допускать массового скопления людей, приостановить необязательные виды деятельности. Глава миссии О/Коннор предупредил, что, по их расчетам, надо готовиться к худшим сценариям.
Однако белорусские власти не торопятся с принятием радикальных решений. Александр Лукашенко заявил, что страна должна сосредоточиться на решении экономических вопросов, а не на обсуждении возможности введения карантина.
Из позиции главы государства следует, что сначала надо думать о родине (ее экономическом положении), а потом — о себе. С государственной точки зрения, это резонно, но с юридической — нарушение прав человека. И вот почему.
В соответствии со ст.2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. При этом государство должно служить, прежде всего, людям, в том числе заботиться о здоровье каждого человека (ст.45 Конституции).
Согласно ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные меры «…для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией». Далее указывается, что государственные органы, должностные и иные лица обязаны «…в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».
Среди принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения в законе «О здравоохранении» (ст.3) закрепляются такие положения, как: создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения; обеспечение доступности медицинского обслуживания; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; ответственность государственных органов, организаций за состояние здоровья населения.
Если следовать такому подходу, то каждый заболевший человек должен находиться на попечении государства. Он или его родственники вправе предъявить иски о компенсации вреда и страданий, которые им пришлось перенести из-за допущенной по вине властей болезни. В этой связи вызывает одобрение многих поступок Александра Матвеева, сына умершей 65-летней витебчанки. Диагноз «коронавирус» ей был поставлен уже в морге. Сын обратился с заявлением в Полоцкий РОВД о возбуждении уголовного дела в отношении А.Лукашенко по факту преступного бездействия (ст.425 УК). Как ни странно, заявление было зарегистрировано и принято к рассмотрению.
На мой взгляд, в условиях быстрого распространения коронавирусной инфекции власти Беларуси обязаны ввести режим карантина как санитарно-профилактическую меру с ограничением выхода людей из жилых помещений и прекращением работы большинства учреждений и организаций, за исключением предприятий непрерывного цикла.
На ком лежит ответственность?
С 10 апреля постановлением правительства в Беларуси был введен режим самоизоляции для лиц, которые могли стать разносчиками вируса. Этим лицам разрешено покидать место проживания (пребывания) лишь в крайних случаях, в том числе для посещения ближайшего продовольственного магазина или аптеки. Они должны использовать маски и не допускать контактов с другими лицами.
Пока санкции за нарушение режима самоизоляции не установлены. Но в некоторых случаях возможна административная и даже уголовная ответственность. Речь идет о грубом нарушении санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур. В зависимости от наступивших последствий виновное лицо может быть привлечено к ответственности либо по ст.16.8 Кодекса об административных правонарушениях, либо по ст.336 УК («Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов»).
Следует также отметить, что Министерство здравоохранения включило инфекцию, вызванную COVID-19, в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения. На этом основании лица, в отношении которых имеются данные полагать о возможности их заражения этой инфекцией, могут подвергаться принудительному медицинскому освидетельствованию с санкции прокурора.
Как видим, санкции носят односторонний характер, то есть в отношении граждан, заразившихся коронавирусом или имевших контакт с их носителями. А кто должен отвечать за непринятие мер по факту распространения вируса на территории страны? Этот вопрос пока не обсуждается. Однако нельзя исключить, что позднее граждане смогут предъявить иски к правительственным учреждениям за причинение вреда здоровью, а равно за смерть своих близких. В США и Европе — это в порядке вещей.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
У каждого из нас есть право на обеспеченную старость
Коронавирус может изменить и власть, и общество
Все законы оказались конституционными. Кто бы сомневался…