Пенсии силовикам: сложный вопрос с неприятным решением
Пока коронавирус заслоняет другие наши проблемы. Но от этого они не становятся менее значимыми.
Лет десять назад я встречался с одним из европейских специалистов в области безопасности. Его интересовала устойчивость Беларуси как государства. Я готовился к разговору на милитарно-политическую тематику: танки, самолеты, НАТО, российское влияние… Но первый вопрос, который он задал, был совершенно неожиданным: «К 2025 году у вас обвалится пенсионная система. Как вы планируете кормить 2,5 млн своих стариков?»
В общем, меня застали врасплох и ничего внятного я ответить не смог. Это про разницу понимания безопасности у нас и у них. На Западе принят комплексный подход к этой проблеме, учитывается гораздо больше факторов.
Прошло много лет, и у меня есть три новости на пенсионную тематику. Хорошая из них только одна: к 2025 году наша пенсионная система не рухнет. С 2017 года пенсионный возраст в Беларуси поэтапно поднимается на 3 года. Вторая, плохая, новость: это не последнее повышение. Насколько мне известно, первоначальные варианты были гораздо жестче (либо поднять на 5 лет, либо сделать одинаковый пенсионный возраст для мужчин и женщин — 65 лет, или то же самое, но уже 67 лет). Александр Лукашенко в традиционной манере предпочел рубить кошке хвост по частям. Так что пенсионный возраст для обоих полов в 67 лет — рабочий вариант, к которому придется вернуться. Третья, тоже плохая, новость: в текущем формате нашу пенсионную систему сохранить не удастся, будущие пенсионеры могут не рассчитывать, что государственная пенсия позволит им прожить старость достойно. Пенсия превратится в пособие по бедности и позволит не умереть с голоду, но не более того.
Таким образом, и поднятие пенсионного возраста, и ужатие пенсий относительно зарплаты — неизбежные перспективы.
Есть в Беларуси категория людей, которая получает «ранние» пенсии, размер которых выше средней. В значительной мере эта категория представлена отставными силовиками, которые имеют право на пенсионное обеспечение при наличии выслуги в 20 лет и по достижении возраста 48 лет. Но это — пока. Как только власти снова придут к необходимости повысить пенсионный возраст, однозначно станет вопрос, что делать с «ранними» пенсионерами. Дело не в том, что на этой категории граждан можно много сэкономить. Просто ни одна власть в Беларуси не сможет избежать этого вопроса.
Во-первых, поднятие пенсионного возраста означает и поднятие страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии. Объяснить условной нянечке в детском садике справедливость ситуации, при которой для получения пенсии она должна работать еще на 7—9 лет дольше, в то время как женщина-военнослужащий (или сотрудник милиции) будет получать пенсию больше нянечкиной и на 17—19 лет раньше, с политической точки зрения просто невозможно. Об этом ни один вменяемый политик даже рта не посмеет открыть. Во-вторых, соразмерно (то есть на 7—9 лет) нарастить пенсионный возраст и срок выслуги силовикам для получения пенсии невозможно в принципе. Биологию никто не отменял.
Поэтому придется принимать некое компромиссное решение. Разделить должности на те, которые предусматривают значительную физическую нагрузку, и те, которые не предусматривают? Но при этом придется поднимать возраст и срок выслуги всем, только на разное количество лет. Очевидно, что придется менять и порядок выплаты пенсии. Например, 50% — до достижения общего пенсионного возраста и 100% — после. Или 100% пенсии при достижении возраста «минус 5 лет от общего пенсионного». В последнем случае можно ограничиться повышением необходимого срока выслуги до 25—27 лет.
Тема пенсий вообще и пенсий силовиков в частности — это уже не теоретический вопрос. 28 февраля, выступая на съезде Федерации профсоюзов Беларуси, А. Лукашенко заявил, что «нынешняя пенсионная система в Беларуси себя изжила и ее надо переформатировать». Так что об этом уже надо говорить. В том числе и с целью сохранения кадрового потенциала сектора национальной безопасности. Молодежь, которая только начинает свою карьеру, должна четко понимать, что служить им придется дольше и пенсию они будут получать позже.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Вывести военных на улицы — много ума не надо.
Силовикам и ВПК дадут по принципу «на поддержание штанов»
Пекин нервничает не только от COVID-19
Похоронный звон по Союзному государству?