TOP

Татьяна Протько: «У нас люди не принимают тотального верховенства закона»

Сегодня у нас в гостях историк, правозащитник, создатель и первый руководитель Белорусского Хельсинкского комитета Татьяна Протько.

— В одном из интервью вы сравнили Беларусь с Францией времен начала революции…

— Беларусь лучше сравнивать с Данией. У нас похожие условия — отсутствие природных ископаемых, климат, сопоставимы масштабы страны.

Когда сто лет назад определялось направление советского экономического развития, тогдашние лидеры хотели превратить Беларусь в «красную Данию». Даже съездили перенять опыт, пытались его реализовать у нас. Известно, что ничего серьезного у них не вышло, однако сама идея сравнения с успешной и стабильной по уровню жизни людей европейской страной полезна и плодотворна.

Конечно, Беларусь можно сравнивать и с Россией, но здесь не сопоставимы ни масштабы, ни экономические условия. Только мышление людей во многом одинаково, чего нет в сравнении с той же Данией.

Каждый выбирает сравнение, извините за каламбур, по своему усмотрению.

— Я бы вообще выбрал Швецию. Там тоже не объявляли карантин.

— Она конкурирует с Данией по уровню жизни людей. Каждая пытается доказать, что люди у них живут лучше. Я была в обеих и слышала эти сравнения много раз.

В нашем случае я бы не разделяла эти две страны. С Беларусью географически сопоставимы и одна, и другая.

А то, что шведы не объявляли карантин…

Вот тут-то и кроется наше основное отличие. Шведы и белорусы по-разному мыслят.

Шведы беспрекословно чтут закон. Если им скажут, что нельзя собираться больше десяти человек — не будут собираться. Если скажут не выходить на улицу и носить маски — будут это делать. Сказали повышенное внимание уделять группе риска из пожилых людей — повсеместно выполнено…

У нас люди не принимают тотального верховенства закона, не понимают, что есть нечто выше человеческих «хочу» или «не хочу».

У нас, как в той поговорке: закон — что дышло, куда повернул, туда и вышло.

— Одни называют происходящее чуть ли не апокалипсисом, другие — психозом. А как считаете вы?

— Ситуация с коронавирусом очень похожа на ситуацию с Чернобылем. В психологическом плане — почти одно и то же.

Все тогда бросились покупать в аптеках йод, но он был эффективен только в соединении с чем-то другим. Никто этого не знал, просто покупали йод в бутылочках и пили его, некоторые пожгли себе желудки.

То есть человек сначала испугался, а потом испуг прошел — радиации ведь не видно. Люди опять стали ходить на демонстрации, делать все то, чего делать было нельзя.

Точно так же и с COVID. Его тоже не видно. Он не «кусается» и по голове каждый день не бьет. Так что если мы хотим знать, насколько изменится человеческое сознание после пандемии, резонно вспомнить про Чернобыль.

Сегодняшняя трагедия будет иметь гораздо большие последствия. Чернобыль был тесно связан с распадом Советского Союза. Авария на ЧАЭС была далеко не последним фактором распада СССР.

В первую очередь меняется отношение людей. Сегодня именно это и происходит.

Простые люди привыкли к тому, что власть за них все решает, им так удобно жить. В этом объяснение столь длительного пребывания у власти знакомого всем человека. Он всегда говорил и говорит людям: вам не надо думать и ни о чем заботиться, власть это сделает за вас.

И люди принимают этот подход, так проще жить. Какую-то маленькую проблему человек решит сам, а что-то большое, глобальное сделают за него. И не надо бояться, страдать, переживать.

Сейчас, во время пандемии, власть не может ничего решить. И это проблема общая. Не только Беларуси, но и всего мира. Человек сейчас сам должен думать и решать, отвечать за свою жизнь.

Но то, что власти используют коронавирус в своих интересах, очевидно. Особенно в Беларуси. Какие могут быть выборы в условиях пандемии? Ведь вся система выборов построена на публичности. Люди сейчас больше думают о том, как сохранить свою жизнь, а не о том, хорошая или плохая у них власть.

— Какие уроки мы должны извлечь?

— Уроки? Возьмем хотя бы такой. Люди и целые страны привыкли жить в кредит. Как известно, по кредиту надо платить. Сейчас жизнь в кредит дала трещину, преподнесла нам большой урок и заставила задуматься над тем, правильно ли жить в долг…

Еще один урок — отношения в семье. Уверена, он не останется без последствий.

Когда был объявлен карантин и люди остались дома, выяснилось, что некоторые родители не умеют подолгу общаться с детьми, и те начинают их попросту раздражать. И не только дети. Жены начали раздражать мужей, мужья — жен.

То есть тот институт семьи, который в последнее время складывался в рамках нашей современной цивилизации, сейчас обнажил все свои проблемы.

В то же время люди понимают, что вне семьи очень тяжело, что выжить в одиночку в современных условиях почти невозможно. Пандемия показала, что семья может тебя спасти, но она, возможно, должна быть другой…

И еще. Современная цивилизация не способна долго жить лишь в отдельных странах и не реализуется по отдельности. Она реализуется только во всем мире. Можно жить по-своему, но тогда цивилизация не придет в эту страну. Можно, конечно, не пойти за цивилизованным миром, но надо четко понимать, что в перспективе ты, образно говоря, будешь жить в землянке и есть не вилкой и ложкой, а руками.

Александр Томкович

Читайте также:

«Атомная энергетика — тупиковый путь развития технологий»

Як ствараўся TUT.BY

Экономист Борис Желиба: «Наши начальники не любят «затягивать пояса» за свой счет»

Перамога або безуладдзе?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.