TOP

Из истории инакомыслия в советской Беларуси

В онлайн-формате состоялась презентация сборника документов «Бязродны касмапаліт» Кім Хадзееў ды іншыя». Это 9-я книга издательской серии «Белорусская тюремная литература», основанной ПЦ «Весна».

Сама серия возникла в результате событий президентской кампании 2010 года, когда за решеткой оказались сотни активистов, десятки представителей белорусской общественности — политические деятели, писатели и журналисты. Они были обвинены по политически мотивированным уголовным статьям. И многие из них свои тюремные испытания задокументировали в письменной форме — дневники, переживания, воспоминания, рассуждения.

«Белорусская тюремная система практически закрыта от общественности. Только тот, кто лично прошел через тюремное заключение, знает, в каких условиях и по каким законам живут осужденные. В современной Беларуси уголовное преследование используется властями как средство наказания представителей оппозиционных кругов, активистов за их деятельность. Важно сохранить и донести до белорусского общества свидетельства жертв политических репрессий … Ведь белорусская современная история продолжается и за тюремными стенами», — говорится в аннотации к первой книге серии.

В 2017 году серия «Белорусская тюремная литература» началась с публикации дневников бывших политзаключенных Игоря Олиневича «Еду ў Магадан» и Дмитрия Дрозда «Бунт Батанікаў». В последующем в серии вышли «Фарбы паралельнага свету» Николая Дедка, «Сем месяцаў у беларускай турме» Алеся Киркевича, «Турэмныя сшыткі» Алеся Беляцкого, «Каменнае сэрца» Павла Северинца, «Турэмны альбом» Алеся Беляцкого и «Кошт свабоды» Сергея Скребца.

Новая документальная книга о Киме Хадееве — первое научно-популярное издание в тюремной серии, этим она отличается от мемуаристики и художественно-документальной прозы. Составитель сборника историк Владимир Володин на основании письменных и устных свидетельств исследует тему репрессий за инакомыслие в советской Беларуси и раскрывает малоизвестные детали преследования представителя минского андеграунда Кима Хадеева (1929-2001): отчисление из университета, два уголовных дела 1951 и 1962 годов, заключение в психиатрической тюремной больнице. Среди действующих лиц также Павел Улитин, Юрий Айхенвальд, Александр Асаркан…

В сборнике представлен широкий контекст событий — кампания по борьбе с космополитизмом, самиздат, впервые публикуются без купюр двадцать два документа 1962 года отдела по надзору за следствием в органах КГБ прокуратуры СССР, относящиеся к уголовному делу Кима Хадеева и актера Эдуарда Горячего. В те годы Эдуард ездил в Москву читать книги самиздата: в воскресенье после спектакля садился в поезд, утром был в Москве, вечером опять шел на поезд и уезжал в Минск.

Впоследствии Эдуард Горячий вспоминал: «Асаркан был товарищем Кима по первому сроку, острым журналистом, специализировался по итальянской литературе, знал итальянский в совершенстве. Улитин написал «Анти-Асаркан». Книга была очень оригинальной, она состояла из открыток, салфеток ресторанных, на которых писали друг другу послания, приветы, шпильки. Меня накрыли с этой книгой. Я по дурочке дал ее почитать на ночь своему приятелю по ТЮЗу».

Сергей Ваганов помнит воздух того времени

Во время презентации сборника «Бязродны касмапаліт» Кім Хадзееў ды іншыя» журналист Сергей Ваганов сказал, что прочитал книгу на одном дыхании. Лично он с Хадеевым не пересекался, хотя в те послевоенные годы на том же филологическом факультете училась сестра Сергея Ваганова. Он помнит воздух того времени: «Мне лет 16, это где-то 57-й год, весна, я иду, смотрю, любуюсь природой и вдохновленно сочиняю стихотворение, я не помню его все, но вот несколько строчек запали на всю жизнь:

Не верьте кандалам, кто был хоть раз закован,
Стальные цепи зла, молчание сна,
Тот знает, как весна нужна, чтоб лед был сломан,
Не верьте кандалам, придет весна…

Ты чувствуешь этот воздух свободы, ты уже другой человек, уже что-то сдвинулось в восприятии этого мира».

Сергей Ваганов полагает, что «Кимовская среда, Кимовская группа — это не единственный в Минске такой «очаг инакомыслия» в то время. Тогда же, в 1962 году, КГБ занимался группой националистов на белорусском отделении филфака. Я помню это собрание, их тоже поисключали, может, в документах писали одно, но исключали за антисоветское поведение».

Самиздат

Поэт, издатель Дмитрий Строцев пришел в дом к Киму Хадееву за каким-то литературным руководством: «Это было начало 80-х… Свобода, которую я встретил здесь, произвела на меня совершенно ошеломляющее впечатление… В доме у Кима я прочитал «Архипелаг ГУЛАГ». Приходили или распечатки, или же это были фотографии, которые отдавались на ночь, т.е. мы шли домой, прочитывали книгу, возвращали, потом читал кто-то следующий. Ну вот, скажем, Бердяев, он просто лежал на столе. Я недавно чистил библиотеку и нашел три образца самиздата: вручную переплетенный Даниил Хармс «Избранное», стихотворение Марины Цветаевой «Лебединый стан», «Собачье сердце»…

Дмитрий считает, что современным молодым людям будет очень интересно почитать сборник о Киме Хадееве и сравнить с тем, что происходит сейчас.

Скачать и прочитать книгу, как и другие издания серии БТЛ, можно бесплатно на сайте белорусской виртуальной библиотеки Kamunikat.org

«Читал анекдоты и стихотворения антисоветского содержания»

Письмо из прокуратуры БССР вышестоящему начальству в Москву, где описано совершенное «преступление»:

«Сообщаю, что Хадеев Ким Иванович, 1929 г. р., уроженец и житель гор. Минска, русский, б/п, имеющий высшее образование, работавший в Минском облпотребсоюзе, был арестован 29 января с. г. совместно с гр-ном Горячим Эдуардом Николаевичем, 1936 г. р., уроженцем и жителем гор. Минска, белорусом, членом ВЛКСМ, работавшим актером Белорусского государственного театра юного зрителя.

Арестованы они оба были по признакам ст. 67 УК БССР за то, что, начиная с 1957 г. группировали вокруг себя молодежь, среди которой проводили антисоветскую агитацию.

Имея связи с рядом лиц, проживающих в гор. Москве, Хадеев и Горячий получали от последних анекдоты и стихотворения антисоветского содержания, которые комплектовали в сборниках, а затем читали их среди окружения.

В одном из сборников, именуемом «Анти-Асаркан, или Шут без короля», помещены такие антисоветского содержания стихи, как «Коммунистическая симфония», «Судьба писателя» и др.

В указанных стихотворениях прямо выражена мысль о ликвидации советской власти, аресте 21-го съезда партии и т. д.

Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза 2 марта с. г. дала заключение о невменяемости Хадеева. Голодовку Хадеев снял.

Горячий также будет подвергнут в ближайшее время судебно-психиатрическому исследованию».

Подготовила Алена Литвинюк

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.