TOP

Светлана Алексиевич: «Приходит время женщин»

До выборов президента Беларуси остается совсем мало. Атмосфера в стране накануне голосования остается напряженной. Предвыборную ситуацию в стране прокомментировала лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич.

— Предвыборная кампания вышла на финишную прямую. Кому вы отдаете предпочтение?

— Если бы у нас были честные выборы, я бы, конечно, проголосовала за Бабарико. Стране нужен такой менеджер, при этом человек с гуманитарным охватом и немного романтичный, что довольно странно для нашего времени.

У меня была возможность поработать с ним, когда он решил издать мой белорусский пятитомник. Несмотря на то что он немолодой человек, он человек другой формации, не той рабской, которая сложилась в советское и постсоветское время. Мы недооцениваем наше общество. В нем много интересных и неожиданных людей.

Власти вели себя нечестно, и все наиболее интересные соперники-мужчины оказались в тюрьме или были лишены права участвовать в выборах, как Цепкало.

И вдруг появился неожиданный вариант. Женщины взяли на себя бремя мужчин.

В белорусской истории в прошлом были женщины, начиная с Евфросиньи Полоцкой, которые в те неженские века были достойны своего времени. Так оказалось и сейчас. Женщины поняли, что могут и должны что-то сделать, а потом сказать своим детям: мы сделали все, что могли.

В этой ситуации я буду голосовать за Тихановскую, которая обещает транзит власти. Сама она не готовилась к власти и не думала об этом. Но она обещает передать власть. И я бы хотела, чтобы в нашем обществе как можно больше поддерживали этих девочек, чтобы они не остались одни. Они сделали такой выбор, все восхищаются ими. Их должны поддерживать простые люди, а не только белорусские писатели и оппозиционеры. Этого нет. А жаль.

Их будут пытаться сломать, поссорить. Ни в коем случае этого нельзя допустить, им нужно идти вместе.

Я писала книгу «У войны не женское лицо» о том, как миллионы женщин пошли на войну, и я убедилась, что женщины оказались впереди своего общества. Они принесли жертву на алтарь Победы, но это не было оценено после войны и было забыто государством и мужчинами. Я бы хотела, чтобы это больше не повторилось.

— Зенон Позняк резко раскритиковал кандидатов Бабарико и Цепкало, он расценил их выдвижение как «газпромовскую аферу». Затем он осудил Тихановскую, которая пошла на объединение своего штаба с их штабами. Позняк назвал это объединение «идиотским нонсенсом». Что вы можете сказать об этой критике?

— Позняк является примером того, как люди теряют связь со своим народом, когда они далеко. Редко кому-то удается ее не потерять. Может быть, Василь Быков, когда он жил за границей, оставался Быковым. Позняк не остался Позняком, которому многие верили в 90-х годах. Это человек, который влюбился в себя, в изобретенный им белорусский народ, которого нет в природе. Народ разный. Он и великий, и ужасный, и рабский, и способный подняться. Человек живой, человек текучий, как говорил Толстой.

Я знаю по себе — если вы живете далеко, вы теряете ощущение пространства, из которого вы вышли. И вы живете тем, что у вас в голове, а не тем, что происходит здесь, на улицах.

В Позняке есть высокомерие: мол, что могут эти женщины? Но приходит время женщин. Они сделали то, что вы, мужчины, не сделали. У каждой из них свои мотивы, у одной — любовь к мужу, у другой — убеждения. Это другие женщины, не те, которые были 25 лет назад.

А Позняк просто потерялся во времени. Он просто больше не живет в Беларуси. Он живет в прошлом.

— В феврале вы сказали: «Я не знаю, кто может противостоять Москве так, как Лукашенко». Вы думаете, что Тихановская сможет?

— Как бы я ни относилась к Лукашенко, я должна признать, что, поскольку его интересы в этом случае совпадали с интересами народа, он стоял на защите Беларуси. Хотя, я думаю, когда-нибудь мы многое узнаем о том, как постепенно сдавали Беларусь.

Когда мы говорим о Тихановской, нам нужно говорить о команде. Многим кажется, что она слабая, что ей не хватает политической культуры и политического опыта. Но к власти идет команда. Я думаю, что у Светланы хватит ума и трезвого взгляда на жизнь, чтобы собрать команду. Они сделают транзит власти, проведут новые выборы. И общество выберет лучших.

— Как вы оцениваете других альтернативных кандидатов — Андрея Дмитриева, Анну Канопацкую и Сергея Черечня?

— Я не хотела бы переходить на личности. Считаю, что у нас было три серьезных кандидата. Теперь осталась только одна. Женщина бросилась на амбразуру.

— Что касается нынешней президентской кампании, что бы вы хотели сказать действующему президенту Александру Лукашенко?

— Я хотела бы сказать ему, что власть принадлежит народу. И никто не должен забывать об этом. Рано или поздно народ придет к власти. Даже если он спит летаргическим сном, он проснется. В стране должны быть честные выборы. Должны быть, чтобы не было крови. И в этом ответственность Лукашенко перед историей. Никто не хочет крови. Я надеюсь, что он тоже не хочет.

Радио Свобода

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.