TOP

Вагнеровцы: Минск оказался в ловушке

29 июля в Беларуси были задержаны 33 бойца так называемой ЧВК Вагнера. Официальный Минск обвинил задержанных в подготовке терактов на территории Беларуси.

Также белорусским руководством заявлено о том, что всего в Беларусь уже прибыли около 200 боевиков. Еще две группы якобы готовятся для проникновения в нашу страну в Псковской области России.

Эта история переводит белорусско-российские отношения из проблемных в конфронтационные.

Во-первых, всплывает фигура так называемого «повара Путина» Евгения Пригожина, который является доверенным лицом российского президента. Он решал и решает для Путина вопросы, участие в которых официальных структур российского государства нежелательно с имиджевой или политической точки зрения. Одним из инструментов решения таких вопросов и выступает частная военная компания Вагнера.

Данная структура частная только по названию. Она тесно взаимодействует с силовыми ведомствами России. Подготовка и частично материально-техническое снабжение группы, по крайней мере, ранее осуществлялись при поддержке минобороны России. ЧВК Вагнера — инструмент Кремля, часть системы силового продвижения российского влияния за рубежом.

Публично обвинив вагнеровцев в подрывной деятельности против Беларуси, официальный Минск фактически обвинил в этом Кремль.

Во-вторых, внешне инцидент похож на заранее подготовленную белорусскими властями ловушку.

24 июля А. Лукашенко упомянул возможность участия бойцов иностранных ЧВК для раскачивания обстановки внутри нашей страны. А в ночь с 24 на 25 июля группа вагнеровцев организованно прибыла в Минск.

30 июня посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев заявил, что задержанные следовали транзитом из Минска в Стамбул. При этом российская сторона обходит вопрос о том, имеют ли задержанные отношение к ЧВК Вагнера. Неофициальные же источники сообщают о транзитной роли Минска в логистике этой организации. Причем при содействии белорусских властей. И о том, что некоторые из задержанных принимали участие в боевых действиях против Украины на Донбассе. Также российская сторона не уточняет, почему вагнеровцы задержались в Минске: мол, опоздали на рейс. Причина опоздания умалчивается, как и то, почему они не вылетели следующим ближайшим рейсом (в Стамбул каждый день совершается 2-3 рейса).

Очевидно, что обеим сторонам есть что скрывать. Пока же уверенно можно утверждать две вещи.

С учетом связи ЧВК Вагнера с Кремлем, обвинения в ее адрес в подготовке терактов в Беларуси равнозначны обвинению в адрес российского государства. Не многие страны рискуют именовать Россию государством-террористом. Например, такие заявления раздаются в Украине, которая уже высказала желание заняться задержанными вагнеровцами.

Подобные обвинения российская сторона без ответа оставить не может. Другое дело, что сейчас всем очевидно: ввяжись Кремль в конфликт с официальным Минском, это будет на руку А. Лукашенко. «Российская угроза» поможет заручиться поддержкой части колеблющихся избирателей и получить молчаливую индульгенцию Запада на силовое подавление послевыборных народных протестов. Именно на это, по моему мнению, Лукашенко и рассчитывал.

Так что мы лишь в начале всей истории. Но уже сейчас Лукашенко фактически становится нерукоподаваемым для российского руководства. А значит, обнуляется возможность получения какой-либо поддержки из России.

Далее, заявив на высоком уровне, что в отношении вагнеровцев возбуждено уголовное дело за подготовку терактов, официальный Минск лишил себя возможности урегулировать ситуацию кулуарно. Каждый следующий шаг будет иметь для наших властей неприятные последствия. Отпустить сейчас вагнеровцев означает либо признать, что обвинения с белорусской стороны были ложными, либо что белорусское руководство уступило давлению Кремля и не является самостоятельным су­бъек­том международных отношений. То есть, отдавать их нельзя. Надо доводить дело до конца, до суда. Причем суд должен быть публичным. А значит, требуется что-то более весомое, чем пропагандистские видеоролики. Нужны убедительные доказательства.

Кроме того, Украина уже заявила, что будет ставить вопрос о выдаче тех из задержанных, кто участвовал в боевых действиях на Донбассе. Передача российских граждан стране, которая де-факто находится в состоянии войны с Россией, означает, что Беларусь присоединяется к одной из сторон конфликта. Пускай и опосредовано.

Минск оказался в ловушке собственного решения, которое вместо того, чтобы решить проблемы, лишь их умножило. В самый неподходящий момент.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Танки на асфальте — плохой выбор

Андрей Поротников. Чего ждать после 9 августа?

Медицинская разведка? Есть и такая

Европейская армия, которой не будет

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.