TOP

Когда закончится произвол?

По данным белорусских правозащитников, после 9 августа в Беларуси было задержано более 12 тысяч человек. Достоянием гласности становятся все новые факты произвола и жестокости. Вот только некоторые из них.

Адвокаты больше не нужны?

9 сентября в рамках уголовного дела, возбужденного по ст.361 УК («Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь…»), был задержан член президиума Координационного совета, адвокат Максим Знак. По истечении десяти дней заключения под стражу ему было предъявлено обвинение по этой статье Уголовного кодекса. В знак протеста он объявил голодовку, поскольку как грамотный юрист не усматривал оснований для такого решения.

Адвокаты и другие юристы несколько раз выступали против задержания и ареста своего коллеги. Они давали органам следствия поручительство о надлежащем поведении Максима Знака в случае его освобождения. Все тщетно. После 10 дней М.Знак прекратил голодовку, понимая, что никакими действиями не удастся добиться попранной законности.

Не менее возмутительный случай произошел с адвокатом Людмилой Казак, которая выступила защитником Марии Колесниковой. Ее брутально задержали люди в масках, когда она шла к своей машине. После этого насильно затолкали в автомобиль и доставили в Центральный РУВД Минска. Позднее на нее составили два административных протокола: по ст.23.4 КоАП (неповиновение требованиям должностного лица при исполнении служебных полномочий) и ст.23.34 КоАП (участие в несанкционированном массовом мероприятии).

В ожидании суда Л.Казак поместили в ИВС на Окрестина. Об этом близкие узнали только поздно вечером, хотя весь день обивали пороги РУВД. Судили адвоката перед окончанием рабочего дня в суде Октябрьского района Минска. Ее защищали два адвоката: Светлана Горбаток и Виктор Мацкевич. Они ходатайствовали об освобождении своего коллеги, ссылаясь на ее статус и наличие несовершеннолетних детей, а также потребовали изучения материалов дела.

Судья Рудаков, реагируя на заявленные ходатайства, дал адвокатам всего пять минут на общение с Казак, которая участвовала в заседании по видеосвязи. В результате разбирательства в отношении Казак был назначен штраф в размере 675 рублей за деяние, предусмотренное ст.23.4 КоАП.

Кто-то скажет: еще повезло. Но следует учесть, что речь идет о привлечении к ответственности адвоката, причем, без достаточных к тому оснований. Его защищали два профессионала-адвоката, и вместе они не смогли «отбиться» от абсурдного обвинения и убедить судью в явной фальсификации материалов дела.

Как это можно расценить? На мой взгляд, это — свидетельство того, что нынешние судьи просто не хотят слушать никаких доводов в защиту представших перед ними граждан, а адвокаты со своими знаниями и опытом больше не нужны этим судам.

Исповедь Екатерины Волковой

В фейсбуке были опубликованы свидетельства певицы Екатерины Волковой. Она была задержана 12 сентября на женском марше и осуждена на 12 суток ареста. Женщина впервые оказалась в тюремных условиях. Первую ночь Катя провела в ИВС на Окрестина в холодной камере на шестерых. Ей досталось спальное место с грязной постелью.

Суд проходил там же, на Окрестина, в маленькой комнатке. По ее словам, на 20 задержанных был один и тот же свидетель в балаклаве, который давал показания по видеосвязи. Он говорил то, что мог придумать, его ответы на вопросы не имели ничего общего с реальностью. После формального заслушивания показаний этого свидетеля судья объявлял решение: почти всем — арест.

После суда Катю перевезли в Жодино. Там ей «понравилось» больше. Во всяком случае, кормили лучше, выдали белье, передавали письма. Правда, на прогулки не выводили и в душ тоже. Контролеры периодически проводили обыски, проверяли записи в дневниках. Особенно неприятно было ходить в туалет, так как в камере была установлена видеокамера. Попытки отгородиться простынями вызывали ругань контролеров.

«Сутки» Катю закалили. Сокамерники («задержанки») подружились, договорились сделать ряд видеоклипов об их тюремной жизни и даже придумали слоган: «23.34. Леди думали о мире, и менты их не сломили».

Преследование Егора Мартиновича

В день инаугурации 23 сентября в квартире главного редактора газеты «Наша Нива» Егора Мартиновича проходил обыск. Он стал возможен в силу уголовного дела, которое было возбуждено после опубликования в газете статьи с пояснениями диджеев Кирилла Галаева и Влада Соколовского. Один из них указал, что во время отбывания административного ареста на Окрестина в камеру якобы приходил мужчина, похожий на заместителя министра внутренних дел Барсукова, и нанес ему несколько ударов.

После проведения обыска Мартинович был задержан как подозреваемый по уголовному делу по ст.188 УК («Клевета»). По прошествии трех суток он был освобожден. Однако через день Мартиновича вызвали в суд Заводского района Минска по делу об административном правонарушении, которое он якобы совершил 11 августа. В суд он пошел с адвокатом Сергеем Зикрацким.

В судебном заседании Мартинович рассказал, что 11 августа работал на улицах Минска в качестве журналиста. Поздним вечером он развозил на своей машине коллег журналистов. Его несколько раз останавливали «силовики». На перекрестке Пушкина и Матусевича его вытащили из машины и задержали, оставив машину с открытыми дверями.

Мартиновича отвезли на Окрестина, потом — в Заводской РУВД, оттуда — в Жодино. 12 августа его неожиданно освободили, как и сотни других задержанных.

Судья Елена Некрасова признала Егора Мартиновича виновным в деянии по ч.1 ст.23.34 КоАП и подвергла штрафу в размере 15 базовых величин (405 рублей). Скорее всего, это была «добавка» к предыдущему задержанию 11 августа. Дальше Егора ждет суд по уголовному делу, где в качестве потерпевшего выступает А.Барсуков.

***

Как остановить произвол, творимый «силовиками» и судами? Когда он закончится? На этот счет могу высказать свое мнение: надо скорее обеспечить в стране торжество законности, демократии и справедливости. Органы власти должны действовать строго в рамках закона, а не указаний. Все случаи произвола должны получить надлежащую юридическую оценку, а виновные — понести заслуженное наказание. Для этого надо, как минимум, поменять руководство правоохранительных органов, а как максимум — провести их реформирование с последующей чисткой кадров.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Михаил Пастухов. Зачем понадобилась перерегистрация партий?

Михаил Пастухов. Нам предлагают конституционную реформу

Михаил Пастухов. Люди в черных балаклавах

Михаил Пастухов. Какую Конституцию хочет власть?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.