Никто, кроме самих белорусов, ситуацию не может изменить
Традиционную конференцию памяти министра обороны БНР генерала от инфантерии Киприана Кодратовича проект Belarus Security Blog планировал провести еще текущей весной, но вмешался коронавирус, и мероприятие пришлось перенести на осень.
В народе не зря говорят: все, что ни делается, — к лучшему». На мой взгляд, от вынужденного переноса конференция выиграла. И не только потому, что наступает воспетое поэтом «очей очарованье». Просто весной никто даже предположить не мог, что уже осенью Беларусь будет переживать самый драматический период в своей новейшей истории.
Имеются в виду народные протесты, которые длятся беспрецедентно долгое время.
Название же самой конференции «Беларусь и регион» очень точно отвечало тому, что сейчас происходит как внутри страны, так и за ее пределами.
И если же полное мрачных прогнозов выступление заместителя директора центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрия Царика (будущее Беларуси и Лукашенко целиком зависит от Кремля, и принуждению к интеграции нет никакой альтернативы) с самого начала вселило грустный пессимизм, то все остальные были не столь категоричны.
Особенно порадовал вопрос-ирония постоянного автора нашей газеты политолога Валерия Карбалевича о том, зависит ли что-то в данной ситуации от белорусского народа? Как и следовало ожидать, Ю.Царик на него толком не ответил…
Действительно, очень многое за последнее время было потеряно. И выступления по скайпу украинского эксперта Евгения Магды и польского политолога Камиля Клысинского это красноречиво подтвердили. Однако мы потеряли отнюдь не все.
Представитель центра европейской трансформации Оксана Шелест это продемонстрировала конкретными цифрами социологических опросов. А журналист из Климовичей Сергей Аржанцев подтвердил данный вывод конкретным примером. Его знакомые каждое воскресенье ездят на протестные митинги в Минск. А это 20 рублей за место в маршрутке, 346 километров пути и около шести часов езды.
Официальная пропаганда утверждает, будто подобные затраты протестующим компенсируются, но лично мне это утверждение представляется весьма далеким от истины.
Зато не раз приходилось слышать другое: «ябатьки» не понимают сути волонтерства и без финансовой поддержки «сверху» ничего делать не способны.
Не буду спорить, здесь ситуация, действительно, диаметрально противоположная. Настолько, что вселяет надежду на перемены, которых ждут в популярной песне.
О том, что они будут непростыми, доходчиво рассказал известный гомельский правозащитник Леонид Судаленко. В последнее время к нему за юридической помощью обратилось свыше 150 человек. Всем им белорусское государство демонстративно отказало в объективном расследовании насилия со стороны силовиков.
По этому поводу не нужно питать никаких иллюзий. Об этом говорил военный эксперт полковник запаса Леонид Спаткай. Андрей Поротников тоже самое озвучил и относительно МВД.
Пожалуй, данный нюанс и можно назвать лейтмотивом всей конференции — никто, кроме самих белорусов, эту печальную тенденцию не в состоянии изменить.
Читайте также:
Хорошо поговорили, крепко поспорили
Лев Марголин: «У нас все ляснулось, срочно надо искать, где еще можно взять в долг деньги»
Ярослав Романчук: «В январе — августе Беларусь жила за счет будущих поколений»
Экономику дубинками не оживишь