TOP

На скользкой тропе дипломатической войны

МИД Беларуси потребовал от Польши и Литвы отозвать послов для консультаций в свои столицы и сократить численность дипломатического персонала. Это мотивируется якобы деструктивной позицией Вильнюса и Варшавы, их вмешательством во внутренние дела Беларуси.

Очевидно, что подобные решения выходят за пределы компетенции МИДа Беларуси и могли быть приняты только одним человеком — Александром Лукашенко. А внешнеполитическое ведомство в данном случае выступает лишь спикером и техническим исполнителем решения белорусского правителя.

Довольно странно наблюдать за переполохом, который вызвали действия белорусской стороны: подобные демарши — обычная тактика поведения официального Минска во время внешнеполитических кризисов.

Так, в марте 2008 года после введения Госдепартаментом США санкций в отношении госконцерна «Белнефтехим» Минск отозвал своего посла из Вашингтона для консультаций и потребовал убытия для консультаций посла США в Беларуси. Тогда предполагалось, что это будет краткосрочной мерой. Однако до настоящего времени стороны не восстановили дипломатические отношения на уровне послов.

В феврале 2012 года в ответ на требование белорусских властей выехать в свои столицы для консультаций послам Польши и ЕС в Беларуси Минск покинули все послы стран ЕС. Уже в апреле послы стран ЕС начали возвращаться в Минск.

В августе 2012-го Минск за поддержку демократии и прав человека в Беларуси Швецией выслал посла этой страны. Стокгольм отреагировал в том же духе, отказавшись принять нового посла Беларуси и выслав других белорусских дипломатов из Швеции. Но уже весной 2013 года стороны начали восстанавливать дипломатические контакты.

Таким образом, нынешний демарш официального Минска ничего нового из себя не представляет. Более того, в нем есть логика: можно продемонстрировать решительность политической позиции, не рискуя экономическими последствиями. Дело в том, что предыдущая высылка послов не нанесла вреда торгово-экономическим отношениям с ЕС, которые шли своим чередом. Ну, а инвестиции и выход на рынок заемного капитала все равно в настоящее время закрыты. ЕС не демонстрирует желания принимать в отношении Минска реально чувствительные санкции. Да и вообще, к Евросоюзу белорусские власти относятся традиционно пренебрежительно, как к довеску Вашингтона. А последнему сейчас не до Беларуси из-за внутренних неурядиц. Так что можно пошуметь и изобразить державный гнев.

Но есть несколько моментов, которые в Минске все же не учитывают. Во-первых, проблемы для белорусских интересов на Западе можно создать и на национальном уровне, без задействования громоздкой процедуры в рамках всего ЕС. Например, расширить список невъездных в Европу представителей белорусского государства Польша и Литва могут самостоятельно и на собственное усмотрение. А вот действовать этот запрет будет де-факто в рамках всего ЕС.

Во-вторых, не обязательно вводить прямые экономические санкции. Беларусь зависит от поставок оборудования и комплектующих с международного рынка. Мало кто знает, но гордость отечественного ракетостроения «Полонезы» имеют европейские узлы. Недавняя история о том, как западные страны заблокировали поставку необходимых комплектующих для российского гражданского авиастроения, показательна. В результате авиационные амбиции Москвы в самом лучшем случае поставлены на долгую паузу. Кстати, и в закупленных в России для ВВС Беларуси истребителях Су-30СМ есть французские блоки. Причем, критически важные, аналоги которых Россия вроде как производит, но лучше пускай сами с ними и летают. А мы пока посмотрим, как это у них получится.

В-третьих, не будем сбрасывать со счетов США. Минск шумно скандалит с Вильнюсом и Варшавой, забывая, что они ближайшие союзники Вашингтона в регионе. И имеют определенное влияние на американскую политику в Восточной Европе. А США вводят санкции на раз-два. И с американскими санкциями есть две особенности: они национальны по форме, но глобальны по действию. Американцы взяли привычку вводить и вторичные санкции, т.е. не только против конкретного экономического агента, но и против его контрагентов, поставщиков и потребителей. Желающие узнать, как это действует, могут изучить историю газопровода «Северный поток -2». Строительство его лоббировала часть немецкой политической элиты, но даже Берлин вынужден был отступить перед Штатами.

То, что Минску такие демарши раньше сходили с рук, не значит, что сойдет и в этот раз. Новое качество ситуации в том, что ранее белорусские власти не получали от европейцев по полмиллиарда долларов на инфраструктуру, как это было в минувшем году. И за плечами у Минска всегда стояла «Россия-щедрая душа», готовая поддержать в трудную минуту ласковым словом и, главное, звонкой монетой. Но с Москвой уже «няма таго, што раньш было».

Тот факт, что белорусские власти в этих условиях начали дипломатическую войну с Польшей и Литвой, свидетельствует о двух моментах:

— о раздутом самомнении А. Лукашенко относительно своей роли в международной политике;

— об отсутствии в его окружении людей, которые способны белорусского правителя «заземлить» и вернуть с реальную систему политических координат.

А значит, впереди будет еще немало странных и удивительных действий со стороны официального Минска.

Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog

Читайте также:

Суть игры Кремля в Беларуси

Андрей Поротников. Беларуси потребуется новая правоохранительная система

А. Поротников. Сможет ли Лукашенко написать Конституцию для себя

Андрей Поротников. Климатические изменения, урбанизация и война будущего

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.