Александр Козулин: Потерянное поколение нашлось!
Случайно встретил Александра Козулина во дворе его дома. Вид был встревоженный, говорил по мобильнику с дочерью.— Что-то случилось?— Ты понимаешь, внука замели. Сейчас он на Окрестина. Не знаем, был ли уже суд. Штраф дадут или на сутки. Списки еще не вывесили. Ждем.— Ну, пока ждем, давай поговорим.
Кому-то нужно напомнить, а кому-то и рассказать впервые. Александр Владиславович Козулин, в прошлом ректор Белорусского университета, был кандидатом в президенты Республики Беларусь на выборах 2006 года. По официальным данным, набрал меньше трех процентов голосов. С результатами выборов не согласился, призвал избирателей к протесту против фальсификаций. Был арестован и осужден на 5,5 лет «за хулиганство и организацию массовых беспорядков».
20 октября 2006 объявил в тюрьме голодовку, требуя рассмотрения ситуации в Совете Безопасности ООН. 13 декабря 2006 года представитель США поднял в Совбезе вопрос о ситуации с правами человека в Беларуси. В тот же день сенат США поддержал законопроект, в котором призвал президента ввести дополнительные санкции против Беларуси.
— Ты сам прошел через тюрьму. Она тебя сильно изменила?
— Колоссальные изменения. Я почувствовал связь, можно сказать, со Всевышним, можно – с мирозданием. Особенно в последние недели голодовки… Я уже был и здесь, и там. Мало кто это понимает.
— Обретение такого опыта стоит того, чтобы расплатиться за него жизнью?
— Я же голодал не ради обретения опыта. Задача была в том, чтобы ситуация в Беларуси стала известна всему миру. Про Беларусь просто не знали, ее не замечали. Нужно было, чтобы заметили. И поняли, что это страна, которая бьется за само понятие человеческого существования.
— Но ты отдавал себе отчет, что Россия не допустит рассмотрения этого вопроса в ООН?
— Вопрос был вынесен. Его поддержали Великобритания и Франция. Китай воздержался. Но представитель России Виталий Чуркин его заблокировал.
— И при всем при этом ты считаешь, что твой тюремный протест дал результат?
— Вопрос перед собой я тогда поставил так: либо я нужен еще, чтобы коптить это небо, либо нет. Если я на что-то еще пригожусь в этой жизни, значит, случится чудо. И оно случилось, шанс был мне дан.
— В протестных акциях участие принимаешь?
— Конечно. Я хочу быть с людьми, с народом. Чувствовать ритм жизни.
— Узнают на маршах?
— Узнают.
— Спасибо говорят?
— Говорят. Руку жмут.
— Упреков не было?
— Ни разу. Все понимают, что даже если что-то тогда не удалось, то потому, что мы же лбами стенку пробивали. Лбы расшибли, это да. Но стеночку-то мы слегка расшатали. Как ни крути, но в 2006 году на три недели господин президент был вынужден отложить инаугурацию. И сейчас все прошлое ему аукается.
— Могу я рассказать про предложения, которые тебе делались, пока ты сидел в тюрьме?
— Да, конечно. Были предложения покинуть страну на хороших условиях. Посол Германии посетил меня и сообщил, что есть согласованное предложение канцлера Меркель и белорусских властей покинуть страну и переехать в Германию. Я отказался. Жене и детям объяснил свои мотивы, они меня поняли.
— Не пожалел?
— Ни разу. Никогда.
— Чем занимается внук?
— Студент второго курса факультета прикладной математики БГУ.
— Свалить не собирается?
— Нет.
— Интересно, как сегодняшнее приключение на него повлияет. Сейчас, я смотрю, выходят из Жодино и с Окрестина такие боевые ребята…
— Я думаю, власти сделали великое дело. Уже тысяч пятнадцать отсидело? Вот. Выросли люди, не сломленные духом. Это же самое главное.
— Все ли вышли не сломленными?
— Может, кто-то и сломался. Но я ведь не только о тех, кто прошел через аресты и избиения. На улицы выходят сотни тысяч людей, которые сознают, что могут попасть под дубинки, под репрессии. И это их не останавливает.
— Фамилия у внука твоя?
— Да Влад Козулин. Мы с тобой говорили, что росло потерянное поколение. А оно вот взяло и нашлось.
От редакции. Внуку экс-кандидата в президенты Александра Козулина Владиславу Козулину, который был задержан на акции протеста 25 октября, дали 10 суток ареста. Об этом сообщает телеграм-канал «Нашай Нiвы».
Борис Пастернак, Фэйсбук