Иван Кирчук: Пение — успокаивает, омолаживает, вдохновляет»
Лидер этно-трио «Троица» Иван Кирчук отвечает на вопросы «Снплюс».
— Хочу поздравить с началом работы вашей этно-лаборатории.
— Мой музей стал формироваться в 1983 году, когда я занимался реконструкцией обрядов в Минском культпросветучилище. Нужно было выносить хлеб на рушнике, а его не было. Я попросил отца купить. На что он сказал: твои тётки — рукодельницы! И после первой «экспедиции» по родственникам я привёз в училище машину экспонатов. Потом это меня так закрутило, что через год у меня было 35 рушников и 50 постилок, народная одежда. И много-много предметов народного быта: глина, дерево, солома, металл.
В 1995 году я взял в руки дудочку из Копыля. Теперь у меня ещё и музей музыкальных инструментов, не только белорусских, но и из многих стран.
Около 20 масок и три батлейки, 45 деревянных кукол.
Кроме этого, большой архив аудио и видео материалов, около 2500 дисков. Музыка народов мира! Поэтому, когда появилась возможность выставить всё в этно-лаборатории, я обрадовался. Затраты на оформление взял на себя университет культуры.
— Сегодня туда не очень просто попасть?
— Да, попасть в лабораторию могут только слушатели и студенты университета. Это не музей, где есть билеты, экскурсии. Всё для учебного процесса.
— На ваш взгляд, нужен ли фольклор людям в сегодняшних условиях?
— Фольклор, как и народная мудрость, нужны всегда. Мы давно потеряли связь с праздниками предков. А они сотнями, а может, и тысячами лет благодарили Землю, Воду, Огонь, Пращуров: песнопениями, танцами и ритуалами, о которых мы даже не догадываемся. На днях в Лидском районе (деревни Крупки и Радзивонишки) от 92-х летних бабушек я вновь записывал песни, молитвы, частушки. И для меня тоже было много открытий.
— Должны ли музыканты заниматься политикой?
— Творческие люди — музыканты, художники, хореографы, фольклористы — поцелованы Богом. В них есть та божья искра, которая заставляет их идти другой дорогой по жизни. И если Творец тебе дал этот груз, то ты должен его нести. И ты несёшь ответственность за тех, кого обучаешь, кому вещаешь, даже если это один человек.
Политика — удел других. Они — жёстче, настырнее, напористее. Это моё мнение, никого не хочу обижать. Я никогда не занимался политикой, мне порой на творчество не хватает времени, хотя встаю в 4-5 утра.
— А дворовые концерты?
— С 1968-го по 1973-й, до школы, я помню: двухэтажный дом, два подъезда и 15 семей, где было много детей разного возраста. Всегда в беседке праздновались дни рождения, появление на свет детей, внуков. И существовала домашнее, семейное пение! В доме пелось всё: русские, польские, белорусские, украинские песни. Папа знал итальянские. То, что эта традиция начинает возрождаться вновь, говорит о том, что мы без корней предков долго не проживём. Пение — успокаивает, омолаживает, вдохновляет на жизнь.
Читайте также:
Александр Добровольский: «Мирный протест — самый эффективный»
Татьяна Протько: В наше время невозможно всех расстрелять или отправить в ГУЛАГ
Лев Марголин: Кремлю в Беларуси нужен абсолютно свой человек
Николай Козлов: Нельзя молча наблюдать, как тебя бьют. Но и гражданской войны не хотелось бы