Поговорим о Конституции. Пять вопросов и ответов
В Бобруйске на встрече с активом и сторонниками ОГП, активистами демократических сил Анатолий Лебедько, координатор общественной конституционной комиссии, провел опрос: какой должна быть новая Конституция Республики Беларусь.
Во встрече приняло участие 70 человек. В этой статье мы обобщили результаты беседы.
Вопрос первый: Нужна ли Беларуси новая Конституция?
Лишь три человека ответили, что новая Конституция не нужна, можно жить и по старой, при условии ее четкого исполнения.
Вопрос второй. Можно ли доверить разработку новой Конституции команде Лукашенко?
Мнение зала: однозначно нет! Был вариант из зала – команда Лукашенко может, но без его участия.
Вопрос третий: какое политическое устройство должно быть в Беларуси?
Анатолий Лебедько отметил, что единства в этом вопросе нет, идет активное обсуждение в обществе, в политических партиях, в соцсетях.
На выбор было предложено три варианта: президентская республика, парламентская, парламентско-президентская.
Президентская форма правления оказалась не популярной. Интерес зала разделился между парламентской и парламентско-президентской республикой с перевесом в пользу последней – примерно 2/3 участников.
Присутствующие в зале отметили сложность перехода от жесткой президентской власти к парламентской форме правления, сложность принятия решений и возможность влияния извне на различные фракции в парламенте. Плюс парламентской формы правления – ее демократичность.
Парламентско-президентскую республику поддержало большинство. Анатолий Лебедько отметил важность системы сдержек и противовесов, существующую в данной форме правления.
Четвертый вопрос – безопасность. Должна ли Беларусь входить в какой-либо военный блок или стать нейтральной страной?
Залу предложено выбрать: ОДКБ, НАТО, нейтралитет.
ОДКБ оказалась в меньшинство – 3 голоса. Пояснение – Беларусь маленькая страна в центре Европы, полностью нейтральной она быть не может, к какому-нибудь берегу ее обязательно прибьет. На данном этапе быть в ОДКБ безопаснее, чем выход из нее.
Сторонников вступления в НАТО оказалось немного больше – 8 человек.
Почему НАТО? Страны, входящие в блок – это экономически развитые, демократические страны, для которых во главе угла стоит строжайшее соблюдение законности и прав человека. Из минусов – экономика Беларуси не готова и не потянет вступление в НАТО.
За нейтралитет высказалось большинство присутствующих. Прозвучало важное и интересное мнение: белорусское общество сейчас разобщено, в сегодняшней ситуации выносить на обсуждение присоединение к какому-либо военному блоку, как и вопрос о языке – белорусский или русский, – это приведет к еще большей поляризации граждан.
Анатолий Лебедько отметил, что важны правовые механизмы, позволяющие зафиксировать белорусский нейтралитет. В качестве примера он привел Будапештский меморандум для Украины – документ, который был подписан, но на деле оказался просто бумагой.
Вопрос пятый – первоочередность шагов. Что должно быть вначале: выборы нового президента, Конституционная реформа, выборы и голосование по реформе одновременно?
Больше всего реплик вызвал именно этот вопрос. Кто считает голоса? Сегодняшний ЦИК? А действующий президент уже подал в отставку? Решено, исходить из того, что подсчет голосов будет честный. (Что при действующей власти, априори невозможно).
Вначале выборы – этот вариант набрал большинство зала.
Вначале референдум по конституционной реформе – зал не поддержал, так как честность и прозрачность голосования под вопросом.
За одновременное проведение выборов и голосования по конституционной реформе -проголосовала примерно треть зала.
После голосования Анатолий Лебедько озвучил свою позицию: оба мероприятия надо проводить одновременно, так как система, созданная Лукашенко и его окружением, несет риски и угрозы при любом президенте.
* * *
Результаты опроса демократических активистов Бобруйска по проведению конституционной реформы, конечно, нельзя считать репрезентативными. Такая цель и не ставилась, тем более, что независимые соцопросы в нашей стране запрещены.
Важный результат – обсуждение. Граждане, желающие демократических перемен в стране, видят по-разному пути для достижения главного результата – демократической Беларуси. Они смогли высказать свое мнение и были услышаны.