Станислав Богданкевич: «У нас произвол носит постоянный характер»
Глава фонда помощи репрессированным Алексей Леончик в своем Facebook написал, что по требованиям властей счета людей, получающих помощь от фонда by_help, массово блокируются.
С этой новости мы начали беседу с экс-руководителем Национального банка Беларуси, профессором Станиславом Богданкевичем.
— Получается, могут забрать, что угодно.
— Получается. В наших судах даже глухонемые кричат «Жыве Беларусь!».
У нас действуют не законы, а понятия, во власти считают, раз деньги откуда-то пришли, надо их изъять.
Тут нечего объяснять — сплошное беззаконие.
Скажем, в «Белгазпромбанке» на 99% собственниками является не белорусское государство, а россияне, но это не помешало банк забрать в свое подчинение и назначить свою дирекцию.
Временное управление можно назначать только тогда, когда наблюдается банкротство, вкладчикам угрожает невозврат их вкладов и т.д.
Технически все осуществляется очень просто. Председатель правления, получив соответствующее указание, дает распоряжение своему оператору, и тот блокирует ваш счет. Деньги становятся как бы мёртвым грузом.
— Получается, человек не сможет оплатить из своих же денег услуги ЖКХ или купить какие-то продукты?
— Безусловно. Блокировка на 100 процентов.
Условия могут быть разными. Правительство, скажем, может принять решение о том, что с депозита, куда вы положили свои деньги, банк может в месяц выдавать сумму, не превышающую триста рублей. Независимо от того, сколько у вас есть денег, в банке будут выдавать именно такую сумму.
Если резко ухудшится ситуация в стране, власти могут даже решить заморозить все рублевые и валютные депозитные вклады. К примеру, на год.
— Что бы вы посоветовали? Может, человеку открыть счет за границей, ведь пандемия когда-то закончится?
— Многие белорусы счета там уже имеют. Другое вопрос, что далеко не всегда это сделать за границей просто. Обычно банки не открывают счета «просто так». Например, требуют каких-то гарантий, что туда будут поступать законные деньги. Как правило, нужно устное или письменное поручительство какого-то клиента этого банка, который хорошо вас знает.
Читайте также:
Виктор Корнеенко: «Нельзя соглашаться на незначительные уступки»
Александр Добровольский: «Мирный протест — самый эффективный»
Татьяна Протько: В наше время невозможно всех расстрелять или отправить в ГУЛАГ
Лев Марголин: Кремлю в Беларуси нужен абсолютно свой человек