TOP

Синдром «Большого Брата»

Под видом «информационной безопасности» страну окружают сетью тотального слежения.

Протесты после президентских выборов и последовавшая вслед за этим беспрецедентная реакция со стороны правоохранителей обнажили немаловажную проблему — незащищенность общества перед современными технологиями.

Интегрированные в государственную систему IT-компании обволакивают страну системами наблюдения и распознавания, на основании чего начинаются административные или уголовные дела.

Операторы связи обязаны выполнять требования госорганов по снижению интернет-трафика и блокировке телефонных звонков, а также передают спецслужбам персональные сведения абонентов.

Социальные сети стали не столько способом саморекламы, сколько «самоубийством» — суды принимают снимки «с экстремистской символикой» и даже перепосты в качестве доказательства противоправной деятельности.

Кто стоит в тени «Большого Брата», который хочет знать каждый шаг заложников системы? И что нужно знать ради снижения угрозы попадания под «перекрестный огонь» бесчисленных видеокамер, вышек сотовой связи, прослушки?

ИТ-специалисты, знакомые с закулисьем технологического процесса, помогли приоткрыть некоторые завесы, чтобы понять, в чем заключается наибольшая опасность благ цивилизации.

Более полугода в Беларуси не останавливается судебный конвейер, который штампует все большее количество политзаключенных. Кого-то задержали еще в жаркие августовские дни и закрыли в изоляторах. Иных забрали во время осенних маршей. В некоторых случаях силовикам помогли записи видеокамер –люди на время забыли о коронавирусе и выходили без масок. Как итог, даже после окончания двухмесячных сроков, когда «административка» якобы «сгорает», дела переквалифицировали в уголовные. И снова на нары.

Сила «разума» вместо права на персональную свободу

В конце прошлого года резидент Парка высоких технологий компания «Синезис» (Synesis) была внесена в санкционный список Евросоюза за техническое содействие властям.

Но беларусские специалисты заявили, что не обеспечивали спецслужбы информацией о протестующих. Вполне вероятно, что они будут судиться.

Ну пока суд да дело, обратим внимание на важный документ под названием Республиканская система мониторинга общественной безопасности (РСМОБ). Согласно техническому сопровождению, уже в обозримом будущем страну окутают тысячи камер — на радость «заинтересованным ведомствам».

Это следует из президентского указа от 28 ноября 2013 года № 527 «О вопросах создания и применении системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка». В пункте 4 уточняется: основными пользователями РСМОБ являются правоохранительные и государственные органы, служба безопасности президента, оперативно-аналитический центр при президенте, органы госбезопасности и внутренних дел, подразделения по чрезвычайным ситуациям, пограничная и таможенная службы.

«Переход от примитивного наблюдения за видеорядом к обработке событий, которые видеоаналитика без участия оператора зафиксировала и передала как обработанное событие на рабочее место пользователя», — так описывается преимущество технологической разработки.

Видеоаналитика как способ тотальной идентификации

Согласно анализу данных Республиканской системы мониторинга общественной безопасности, одним из приоритетных является скрытая за расплывчатым тезисом «видеоаналитика». Вот как эта миссия объясняется на языке программирования.

«Видеоаналитика (video analytics) — аппаратно-программная технология, использующая методы «компьютерного зрения» для автоматизации сбора данных на основе анализа потокового видео (видеоанализа). Он основан на алгоритмах обработки и распознавания изображений, которые позволяют анализировать видео без прямого вмешательства человека. Используется в составе интеллектуальных систем видеонаблюдения и видеопоиска», — говорится в аннотации.

Заявленные функции видеоаналитики имеют ряд сложных спецификаций, явно представляющих интерес для определенных госорганов.

— Обнаружение объекта (object detection). Распознание лиц людей, предметов, автомобилей и их номерные знаков.

— Отслеживание объектов (object tracking). Слежение, определение траектории движения как в поле зрения одной камеры, так и обобщенное с нескольких точек. Движения человека против потока или с повышенной скоростью.

— Классификация объектов (object classification). Классификация по группам с последующей фильтрацией и оперативным оповещением. Классификатор, используя особенности формы и размера, разделяет объекты на группы: человек, группа людей, транспортное средство. Сложные классификаторы могут определить даже пол и возраст.

— Идентификация объекта (object identification). Идентификация по биометрическим характеристикам или транспортному средству (номерным знакам). Может быть реализовано дополнительными средствами: отпечатки пальцев, банковские карты, билеты, пропуска или идентификаторы мобильного устройства.

Для решения обозначенных задач используются программы Kipod X (видеоаналитика для безопасности), CasNVR (видеосервер со встроенной бизнес-аналитикой), CasLine (счетчик посетителей) и некоторые другие.

Приоритетное обслуживание силовых структур

Результатом видеоаналитики являются сообщения, отправленные оператору системы видеонаблюдения или записанные в видеоархив для дальнейшего использования. Кроме того, формируется структура данных, описывающая содержимое каждого кадра видеопоследовательности. Метаданные содержат информацию в виде идентификатора объекта (тревожная рамка), траектории и скорости движения, разделения или слияния объектов, возникновении и завершении аварийной ситуации.

При необходимости заказчику предлагаются дополнительные возможности видеоаналитики.

— Прогнозирование поведения объекта или возникновения чрезвычайных ситуаций.

— Интеллектуальное сжатие видеоконтента с учетом интересов потребителя (система передает только видеоролики с тревожными ситуациями).

— Ранжирование (определение приоритета) событий видеоаналитики.

Области применения разработок компании приведены в аналитической записке Республиканской системы мониторинга общественной безопасности. Список отнюдь не полный, но недвусмысленно свидетельствует о взаимных интересах заказчика и исполнителя.

— Повышение эффективности оперативных служб: МВД, ГАИ, МЧС и др., координация их действий.

— Мониторинг мест массового сбора и скопления людей.

— Прекращение антиобщественного поведения и вандализма.

— Оперативное получение информации с объектов и доступ к видеоархиву.

— Усиление безопасности стратегически важных объектов.

— Мониторинг транспортной инфраструктуры (проезжая часть, автобусные остановки, салоны общественного транспорта, вокзалы, аэропорты, метро).

Игорь Карней, журналист

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.