TOP

Я ПОСАДИЛ ДЕРЕВО. Семейные истории и очень краткий путеводитель по поискам корней

В самый разгар девяностых годов наша школа участвовала в районном конкурсе сочинений «Мой родовод». Сочинения были «семейного типа», и я – отличница-четвероклассница – понесла задание домой на вытянутых руках!.Ну конечно же, нам надо участвовать!

Paper cut of family symbol under tree on old book

В самый разгар девяностых годов наша школа участвовала в районном конкурсе сочинений «Мой родовод». Сочинения были «семейного типа», и я – отличница-четвероклассница – понесла задание домой на вытянутых руках… Ну конечно же, нам надо участвовать!

Мы с мамой пишем сочинение

В итоге, больше всех в проект втянулась моя мама: ей уже давно хотелось узнать про историю семьи больше. От меня в сочинении осталось полстранички вступления, не связанного с темой и скорее вымученного, хотя уже там было видно, как хитро я старалась играть на эмоциях читателей.

А вот маме от сочинения досталась настоящая страсть – генеалогия. Мама записалась в архив, разобралась во внутренних перипетиях и устройстве документооборота, месяцами штудировала фонды.

Теперь у нас есть не только красивое генеалогическое дерево с маленькими листиками наверху и корнями внизу, но и цветная копия шляхетского герба, название имения и множество дальних родственников (не совсем родственников и совсем не родственников) в разных уголках мира, с которыми мама поддерживает связь.

А вот на «карту поляка» мы не наколядовали: прадед в нескольких переписях исправно записывал себя «белорусом», это его позиция и наша суперсила.

Где брать саженцы для генеалогического дерева?

Генеалогией увлекаются многие, и это прекрасно. Больше памяти, больше историй – сильнее связи между людьми. Мы с подругой и раньше отлично дружили, но в процессе генеалогического расследования выяснилось, что мой прадед – сельский фельдшер – рвал зубы её бабушке. Теперь это практически кровная связь.

Исследование семейной истории можно поручить профессионалам и заказать в Национальном историческом архиве Республики Беларусь, там находится основной комплекс документов по территории современной Республики Беларусь до 1917 года.

Всего архивов, которые хранят документы генеалогического характера и занимаются проведением генеалогических исследований, в Беларуси два – Национальный исторический архив Беларуси (который на улице Кропоткина в Минске) и Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (на площади Тизенгауза).

Минский архив хранит документы по Минской, Витебской и Могилевской губерниям до 1917 г. (ивыборочно метрические книги по Вилейскому и Дисненскому уездам Виленской губернии за конец XIX – первую четверть XX вв.), а в гродненском имеет смысл искать информацию по территории Гродненской губернии (в т.ч. по Брестскому, Кобринскому и Пружанскому уездам).

Заказное исследование семейной истории будет стоить от 1800 рублей с обязательной предоплатой. Но даже если вы делегируете это увлекательное занятие и профинансируете работников архива, в заявлении необходимо будет указать как можно больше информации о своей семье по схеме:

даты рождения и смерти, место рождения, вероисповедание, социальное происхождение.

Улыбаемся и ищем: как начать искать самостоятельно

Если вы решились на самостоятельные поиски, сохраняйте спокойствие и готовьтесь к тому, что процесс может быть долгим. Почти бесконечным. В этом его ужас и его дзен.

Даже если ваши предки веками жили в Беларуси, важно помнить, что нужная информация можетоказаться в абсолютно разных архивах абсолютно разных стран. Зато каждая найденная крупица будет ценной, новые родственники могут стать единомышленниками и постепенно из истории одной семьи вырастет живая история страны.

Все найденные дома документы, все старые фотографии – ваши ключи. Переписывайте, копируйте и сохраняйте копии, раскладывая их по папкам и конвертам. Обязательно попросите старших родственников подписать неизвестных вам людей на фотографиях, и, конечно же, разговаривайте.

Советская власть учила людей молчать, но генеалогия требует информации. Возможно, кому-то покажется, что ваша задумка пустая, но не отступайте – раз за разом доказывайте, что для вас это важно. Идеальным случаем для таких расспросов будут семейные посиделки. Не пугайтесь, что разные люди вспоминают одни и те же события по-разному, путаются в датах, забывают названия– примерная картина для похода в архив постепенно прорисуется.

Как пройти в читальный зал?

В читальном зале Национального архива со всеми документами надо работать на месте. К вам домой их никто не отпустит и цифровые копии есть далеко не у всего.

А вообще, чтобы работать в читальном зале, нужно написать заявление на имя директора архива. Как раз в этом-то заявлении вы и указываете, какой именно регион вас интересует и что конкретно вы уже знаете о ваших предках.

Заявление пишется в стиле старой школы, на бумаге, и оставить его надо в архиве лично.

Рассмотрев заявление, архив может даже порекомендовать вам конкретные фонды или, если информацию по нужной вам местности нужно искать в другом архиве или в другой стране, подскажет, куда обратиться.

У любителей генеалогии очень развита взаимовыручка, часто мама ищет что-то для новых знакомых из Петербурга, а в это время киевляне проверяют для неё кое-что в украинских архивах. В вильнюсский и киевский архивы мама ездила в отдельные экспедиции, и это были очень увлекательные путешествия.

В минском архиве рассмотренное заявление передадут в читальный зал (на это уйдёт около 10 дней), а вам на основе паспорта оформят читательский билет (надо принести фотографию!). И можно работать!

Язык доведёт

В процессе работы вам предстоит столкнуться с трудностями и вызовами: научиться читать все виды витиеватых почерков, изучить польский язык и основы латыни, на которых тоже велась документация, развить интуицию и шестое чувство.

Не стесняйтесь просить помощи – всю работу за вас никто не сделает, читать и переводить вам тексты желающих не будет, но сотрудники читального зала всегда помогут понять основные принципы работы в архиве.

Доступна также услуга платных консультаций: платишь один раз, но тогда уж можно всё расследование не сдерживать себя и подробно расспрашивать про всё, что мы стараемся описать здесь в общих словах.

Номер фонда, сестра!

Чтобы работать, вам будет необходимо определиться с фондами, дела из которых могут привести вас к информации о ваших родственниках.

Вы уже помните, что нужно знать регион проживания семьи, поскольку фонды разбиты географически, но козырем в поисках будет приход, к которому были приписаны ваши предки – где их крестили, женили и отпевали.

Информация о «Фондах Национального исторического архива Беларуси» доступна онлайн, можно просмотреть справочник и приходы, по описи определиться с приблизительным номером дела. Это тот ещё квест, поэтому, если есть возможность получить консультацию, надо брать.

И католики, и православные заносили данные о крестинах и венчаниях в метрические книги, метрическая книга – ваш друг.

И ещё один ваш дружочек – ревизские сказки, то есть материалы переписей населения из фондовгубернских казенных палат.

Проверяйте разные версии. Вот мама, например, начинала с крестьянских фондов Борисовского уезда, но впоследствии выяснилось, что прадедовы формулировки «из крестьян» в советских анкетах были исключительно данью эпохе, а весь его род – нормальная человеческая шляхта.

Определившись с фондом, оформляйте заказ.

Заказ оформляется уже в самом архиве на бланке читального зала. Документы будут доступны в срок, определенный архивом. Проще говоря, вас запишут на конкретный день в тетрадочку. По случаю коронавируса количество мест для работы сократили, столы обычно расписаны. Если вы приехали издалека, то можно договориться и получить заказ пораньше.

Метрики и ревизские сказки – это прямые генеалогические источники. Но если вы знаете про предков что-то ещё, не упустите возможность и просмотрите другие (косвенные) источники: фонды врачебных управ, народных училищ, или того, что будет ближе вашим подсказкам.

Ветер качает ветви

История не щадила нашу страну, многие материалы сохранились частично или вовсе были утрачены. К сожалению, так общая картина прорастает через историю конкретных людей.

С найденной информацией можно поступить по-разному, но систематизировать и нести в люди, как мне кажется, обязательно.

В моем почтовом ящике много писем от мамы с выписками, сканами и обновлениями, в копии всегда стоят брат, кузен, дядюшка и многие другие.

Строить генеалогические дерева сегодня помогают десятки программ, отдельные проекты раскрашивают чёрно-белые снимки, и мы уже покупали ДНК-тесты на определение этнического происхождения предков – это был по-настоящему крутой рождественский подарок.

Сейчас мама размышляет о книге, и я думаю, что это будет семейная сага года – книга всех нас. Разбросанных по миру, вечно занятых и забеганных, но нежно собранных вместе на одном огромном дереве. Мы уютно сидим на ветвях, машем ногами и рассказываем истории…

Мария Александрова

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.