TOP

Владимир Гончарик: О суверенитете – и только

Суверенитет трактуется независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах. Этот основной принцип международного права и международных отношений закреплен в Уставе ООН.

Изображение: Depositphotos

Владимир Гончарик,

бывший кандидат в президенты

Республика Беларусь, что и закреплено в Конституции, обладает полнотой и верховенством власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

В то же время суверенитет не есть некая абсолютная обособленность, изоляция. Участвуя в различного рода межгосударственных объединениях, союзах, государство отдает ту или иную часть своих полномочий.

Примеры.

Евросоюз: единая валюта, общие стандарты, экономика, политика и так далее.

Беларусь – интеграция в рамках Союзного государства.

При этом важно, насколько подобные изменения соответствуют национальным интересам, как в принятии решений учитывается мнение своих граждан.

Почему приходится напоминать об этих, вроде бы очевидных, вещах? Вопрос суверенитета Беларуси весьма болезненный – для сторонников власти («патриотов»), и для ее противников, оппонентов («предателей», «экстремистов»). И те, и другие со своих позиций, с высоты своих убеждений пытаются находить аргументы для его защиты.

В связи с этим задумаемся: а есть ли на самом деле опасность? Может ли в сегодняшних реалиях исчезнуть Беларусь как государство?

Что ж, история знает подобные примеры. Однако на сегодняшний день, на мой взгляд, эти опасения преувеличены.

Итак, немного наивный вопрос к оппонентам власти: хотя бы одна из бывших советских республик лишилась суверенитета и независимости? И почему именно Беларусь должна стать исключением?

К тому же само существование Союзного государства предполагает наличие, как минимум, двух субъектов.

Вопрос сторонникам власти: вы действительно верите, что после честного подсчета голосов избирателей на прошлых выборах президента Беларусь потеряла бы суверенитет?

Тем мне менее, эта тема все больше становится предметом популистских манипуляций.

Противники власти видят в основном угрозу независимости со стороны России. Используется и такой аргумент: февральские совместные учения подразделений вооруженных сил Союзного государства – как этап подготовки российской агрессии в отношении Украины – для оккупации Беларуси.

Сторонники власти – со стороны «коллективного Запада». Доказательства? Наращивание НАТОвского воинского контингента в соседних странах.

Так кто же прав?

Правительства ЕС, США неоднократно заявляли свою позицию по «беларусскому вопросу». Ее суть: территориальных претензий к Беларуси никто из соседей не имеет, силы НАТО ей не угрожают, Беларусь хотят видеть независимой демократическим государством. При этом выражают озабоченность намерениями властей исключить из действующей Конституции положение, что Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. Казалось бы, посыл ясный.

В отношениях с Российской Федерацией все не так однозначно. Будем реалистами: Беларусь была и есть в сфере интересов и влияния Кремля: интеграция в производственных отраслях, финансовые вливания. Это приходится признать, тем более с приходом санкций, пандемии, необходимым объективным условием для развития беларусской экономики. Другое дело – насколько эффективно используется такая поддержка.

И все же: разве только тесные отношения с Россией неизбежно ведут к конфронтации с западными странами? Между тем, проницательность и мудрость политиков, умение находить компромиссы, возможность мирного сосуществования, несмотря на все исторические коллизии, события давно минувших дней, извлекать из этого пользу для своего народа. Заметим, одно время была попытка вести более гибкую многостороннюю политику. А ныне? На мой взгляд, Беларусь должна поддерживать взаимовыгодные отношения и с востоком, и с западом.

Теперь о мнении, дескать, Москва крайне заинтересована в инкорпорации Беларуси в состав Российской Федерации.

Да, в недавнем прошлом такая идея озвучивалась. Рассмотрим.

Подобные поползновения еще больше оттолкнули бы бывшие советские республики – ныне суверенные государства от России. Беларусь является членом ООН. Реакция международного сообщества была бы крайне негативной. В том числе – новые санкции для России и прочее. Нет оснований полагать, что российское руководство не просчитывает все эти негативные последствия. Добавим: согласно Конституции, единственным носителем суверенитета является народ, следовательно нужен референдум по вопросу о вхождении Беларуси в состав РФ. Кто сомневается, что при честном подсчете голосов абсолютное большинство граждан проголосовало бы против? К тому же поддержка беларусского авторитарного режима и так вызывает в обществе рост антироссийских настроений.

Сторонники власти утверждают: Александр Лукашенко является единственным, кто может сохранить суверенитет Беларуси. По заявлению некоторых чиновников, он даже «выше Бога». Правда, на сей счет есть одно весьма меткое изречение:

Он был как все земные боги:

Из бронзы – лоб, из глины – ноги.

Но, пожалуй, можно согласиться с неоднократными высказываниями типа: пока я буду у власти, суверенитет не сдам.

Действительно, кем тогда он стал бы? Одним из российских губернаторов? Самолюбие не позволит. Да и клеймо, извините, могильщика первому президенту явно не к лицу.

Однако было бы ошибкой не учитывать обратную сторону медали: экономическая, финансовая, военная и как следствие – политическая зависимость от России при нынешней системе власти будет углубляться. Уже сейчас многие внутренние проблемы без поддержки извне трудно решать. А суверенитет основывается, прежде всего, на прочной экономической базе, на глубокой сплоченности общества.

А что происходит? Рост валового внутреннего продукта замедляется, растет внешний долг, большинство предприятий тоже в долгах как в шелках; растут, несмотря на государственное регулирование, потребительские цены; под сомнением приток жизненно важных иностранных инвестиций; население, в том числе трудоспособное, сокращается; заметно увеличился отток специалистов за границу.

Вопрос: так какой суверенитет у Беларуси останется при нынешней власти? Весьма урезанный, ослабленный, по существу – формальный.

Поэтому не будем заблуждаться по поводу известных заявлений. Очевидно: при этом преследуется основная цель – сохранение и продление фактически единоличной власти. А для этого, как говорится, все средства хороши. В арсенале – силовое подавление мирных протестов, репрессии, преследование инакомыслящих, унижение человеческого достоинства, ужесточение наказаний. Пропагандисты-глашатаи взахлеб муссируют тезис о вражеском окружении, войне: мол, мы вынуждены защищаться. Кстати, тем самым пытаются отвлекать внимание от внутренних проблем. Посыл известен: жить будем трудно, но не долго.

Однако вопрос остается: кто и почему поставил под сомнение итоги прошлых президентских выборов? Объявлял мирные протесты антиконституционным переворотом, мятежом, насильственным захватом власти? На чьей совести кровь погибших? Зачем было организовывать посадку иностранного самолета? Откуда вдруг на границе появились толпы мигрантов? Все объяснения на сей счет, мягко говоря, неубедительны.

И стоит ли после всего этого возмущаться недоверием людей, негативной реакцией других стран?

Да и инициатива по внесению поправок в Конституцию, подготовка референдума выглядит как еще одна попытка остаться у власти – если не на посту президента, так во главе нового органа, Всебеларусского народного собрания. А скорее всего, попытаться совместить обе должности. Жажда власти поистине неутолима. Хотя в любом случае полезно бы не забывать о недавних событиях в Казахстане- судьба страны и народа важнее и дороже любой личной власти.

От чего еще зависит сохранение и укрепление суверенитета Беларуси? От сознательности, сплоченности неравнодушных граждан, от их решимости, смелости защищать свои права, свои интересы – жить в независимой стране. И это не громкие слова. Огромное уважение и поддержки заслуживают те, кто так поступает. Да, жестокий режим. Но кто сказал, что было и будет легко? Как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Власть сделала свой вывод из августовских событий 2020 года – избран путь силового понуждения к согласию и единству в обществе. И демократическим прогрессивным силам стоило бы своевременно извлекать уроки из прошедшего: вырабатывать согласованную. Понятную людям тактику, всеми доступными в сложившихся условиями формами и средствами добиваться поставленной цели. Одним словом, учиться преодолевать трудности и побеждать.

И, наконец, наивно полагать, что изменится правящий режим – и сразу придет манна небесная. Увы. Но несомненно одно: его смена – необходимое условие, предпосылка для развития Беларуси как действительно суверенного демократического государства, становления солидарного гражданского общества.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.