TOP

Интеллектуалы и политики зарубежья о войне в Украине

Военное вторжение россиян всколыхнуло весь мир. Повсеместно проходят митинги солидарности с украинцами, пресса переполнена материалами о происходящем под Киевом, Мариуполем, Мелитополем… Мы почитали размышления отдельных лидеров мнений.

Изображение: Depositphotos

Адам Михник, главный редактор польской «Газеты Выборчей»: Почему Путин так делает? А почему ошалел Гитлер?

– Путин понял, что остался один, у него нет поддержки. Возможно, это самая большая политическая ошибка в жизни Путина и самоубийство путинской политики.

Знаете, я имел возможность два раза лично разговаривать с Путиным и увидел кое-какую эволюцию. Я думаю, что он просто заложник гэбистской логики. Его точка зрения на мир, на жизнь, на ценности – как у кагэбэшников.

Но вот Берия Лаврентий Павлович  он тоже был кагэбэшный бандит, но он был хотя бы отчасти рациональным. И после смерти Сталина он первый открыл – не полностью, но открыл – тюрьмы, уже не было «дела врачей» и так далее. А Путин – наоборот. Он просто идет слепо, и он такой Иван Калита нашего времени: хочет собрать все земли русского и советского мира.

Но что интересно – он уже ушёл от большевистской логики, ему большевизм уже не интересен, он уже Ленина выбросил из пантеона великих русских, и теперь в мавзолее Ленина он, наверное, ищет место для Победоносцева и Муравьева-вешателя.

Почему он так делает? А почему ошалел Гитлер? Никто не знает, но он ошалел. И я вижу, что у Путина черты характера талантливого, но сумасшедшего человека. Почему Гитлер пошел на Советский Союз в 1941 году? Что такое случилось в мире и в России, что он перешел красную линию? Точно также Путин сегодня перешел красную линию.

И по-моему, для России есть одно спасение – это снять его с президентского поста.

По-моему, Путин в своей квартире, между кагэбистами и яхтсменами, уже не понимает, что происходит в мире. Он не верил, что будет возможной такая реакция мира, он не просчитал, какой будет реакция Украины. Он думал, что это будет повторение Крыма – и в России, и в Украине. Но в Украине он встретил очень твердый отпор, а в России – протесты писателей, политиков, ученых, граждан на улицах.

Я уверен, что Россия в конце концов пойдет демократической дорогой. Демократия возможна у литовцев, у поляков, у украинцев – а в России невозможна? Почему? Это заблуждение Путина, насчёт того, что русским западные ценности не нужны. Это не западные ценности, а общечеловеческие.

Путин – это враг свободы. Одно для меня очевидно: пока в Кремле Путин, Россия и мир останутся в опасности.

Борис Акунин, писатель: Массовое сознание работает не быстро

Сейчас идут большие споры по поводу того, могли ли российские либералы, люди оппозиционных взглядов, сделать больше, чтобы предотвратить такое развитие событий. Как вы отвечаете на этот вопрос, вы лично вините себя за то, что сейчас происходит 

– Хотя я давно уехал из России, чувство вины, конечно, есть, и ответственность, конечно, есть у нас у всех, у всего нашего сословия, если употребить термин архаичный, у этого интеллигентского сословия.

В девяностые годы, когда Россия избавилась от тоталитарного режима, мы все занялись своими профессиональными делами с большим азартом. У нас появилась такая возможность писать, что хочешь, говорить, что хочешь, и так далее. И никто из нас не хотел заниматься политикой. С нашей точки зрения, политика – это дело было грязное. Пусть этим занимаются другие люди, а мы будем писать книги, ставить спектакли и так далее.

Нам было замечательно, здорово. Многие из нас добились чудесного, профессионального успеха, построили свою личную карьеру. Например, я. Но за тем за всем мы оставили страну людям, которые не боятся грязи, которые охотно занимаются политикой, и в результате страна досталась им. А когда мы спохватились, что происходит что-то не так, и попытались что-то сделать, оказалось, что это уже поздно.

Конечно, мы виноваты, потому что это была наша страна, мы там жили. Это наша жизнь, но это не значит, что нам сейчас надо опускать руки и ничего не делать. И вот это желание что-то делать – оно есть у очень многих людей.

Сейчас Россия выглядит не красивой и героической, а очень темной и страшной. Вы считаете, что до сих пор существует другая, настоящая Россия, которая лучше той, что мы видим в действиях Путина сегодня?

– Конечно, считаю. Россия – это страна, которая существует много веков, которая внесла очень важный вклад в мировую культуру. Россия – это страна Пушкина, Чехова, Достоевского, Толстого, Сахарова, они никуда не делись, и мы очень хотим, чтобы государство РФ – Российская Федерация – с этой Россией не отождествлялось.

Есть путинская Россия, есть этот самый Путинленд, который нам всем не нравится, и мы не делаем из этого никакого секрета. И есть Россия русского языка, русской культуры, каких-то вот этих самых ценностей, которые создавались традиционно – сострадания, помощи, альтруизма в конце концов.

Опросы общественного мнения в России показывают, что больше половины населения поддерживает так называемую спецоперацию Путина в Украине. Как вы можете это объяснить?

– Массовое сознание работает не быстро. И изменение реальности, а в России капитально изменилась реальность, будет людьми прочувствовано не сразу, в течение первых дней, а в течение недель и месяцев.

Эти изменения будут происходить, потому что чем больше вокруг будет всего тревожного, непонятного и ухудшающего жизнь, тем больше люди будут интересоваться политикой. Я очень хорошо помню, как это все происходило в 80-е годы при Советском Союзе, который был гораздо более жесткой и тоталитарной структурой, чем нынешняя путинская рыхлая диктатура.

Так что, может быть, санкции будут действовать таким образом, как надеются лидеры западных стран?

– Конечно, будут, но некоторые из этих санкций, с моей точки зрения, являются контрпродуктивными и даже вредными, потому что, например, вот это самое подключение механизма cancel culture [культура отмены] здесь не должно работать, оно вредит.

Нельзя писателям ограничивать доступ [к своим книгам] в России. Нельзя интернет-компаниям ограничивать доступ[ность] своего контента в России. Это всё на руку Путину. Это всё его усиливает, это делает его монополию на информацию еще более тоталитарной. Это все, с моей точки зрения, ошибки.

Пауло Коэльо, бразильский писатель: Не нужно винить простой народ

Автор популярных романов «Алхимик» и «Одиннадцать минут» в своем Twitter-аккаунте призвал не начинать русофобию:

«Украинский кризис – удобный повод для русофобии. Я был во Львове, Киеве, Одессе, Ялте, Чернобыле (Украина). Я проехал 10 тысяч километров на поезде от Москвы до Владивостока (Россия). Да, идет война, но не нужно винить простой народ»

Арнольд Шварценеггер, актер, политик: Война ломает и победителей, и проигравших

За последнее время «Терминатор» сделал два обращения: одно к украинцам, а другое – к россиянам.

В своем Instagram 38-й губернатор Калифорнии написал:

«Мои мысли с украинским народом. Меня несколько раз просили об интервью, но я считаю, что все новости должны быть сосредоточены на том, что происходит в Украине. На трагедии, которая разбила наши сердца, и на мужестве украинского народа, которое вдохновляет нас.
Я не эксперт по внешней политике, поэтому оставлю анализ ситуации более умным людям. Но я знаю, каково это — расти после войны в оккупированной стране, и я знаю, что на войне никто не побеждает. Страдают все. Война ломает и победителей, и проигравших.
Надеюсь, здравомыслие в конце концов восторжествует и положит конец этой ненужной войне, пока не будет сломано слишком много жизней. А пока я на стороне народа Украины. Я разделяю ваше горе и вашу надежду на мир.
Вы вдохновляете меня своей храбростью и человечностью перед лицом этого кошмара. Да благословит вас Бог».

Что касается российского послания, то прежде чем начать говорить о «суровой реальности», Шварценеггер рассказал в обращении о своих давних связях с Россией и о том, как в 1961 году на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Вене он познакомился с советским тяжелоатлетом Юрием Власовым, который стал его героем.

– Сила и сердце российского народа всегда вдохновляли меня. Вот почему я надеюсь, что вы позволите мне сказать вам правду о войне в Украине и о том, что там происходит. Никому не нравится слушать какую-то критику о своем правительстве… Я все понимаю. Но, как давний друг российского народа, я надеюсь, что вы услышите то, что я вам говорю.

Знаете, случаются такие моменты, вот такие неправильные, и тогда нам нельзя молчать.

Я знаю, что ваше правительство вам говорит, что это война для денацификации Украины. Денацификации Украины? Это неправда. Украина — страна с президентом еврейского происхождения… Президентом еврейского происхождения, у отца которого, ко всему прочему, всех трех братьев убили нацисты.

Украина не начинала эту войну. Ее начали не националисты и не нацисты. Власть имеющие в Кремле начали ее. Это не война российского народа. Нет. На самом деле, давайте я вам расскажу. На прошлой неделе 141 государство ООН проголосовало за признание России агрессором и призвало к немедленному выводу российских войск. Со всего мира только четыре страны проголосовали вместе с Россией. Это факт. Мир отвернулся от России из-за российских действий в Украине.

Я с тяжелым сердцем говорю вам, что тысячи российских солдат убиты. Они оказались между украинцами, сражающимися за свою родину, и российским руководством, воюющим ради завоевания.

Я знаю, что российский народ не в курсе того, что сейчас происходит. Я призываю российский народ и российских солдат в Украине понять, что все это — пропаганда и дезинформация. <…> А президенту Путину я скажу: вы начали эту войну, вы ведете эту войну, вы можете остановить эту войну.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.