TOP

Без перемен. И на востоке, и дальше за ним, и на западе

Белстат опубликовал официальные итоги внешней торговли Беларуси за 2021 год. Как и год тому назад, самые плохие показатели на рынках России, Китая и Италии. Разбираемся, почему так произошло.

Изображение: Депозитфото

В России Беларусь закупает энергоносители. Из года в год Александр Лукашенко самолично пытается добиться от Кремля ценовых льгот на нефть и газ. Но несмотря на отдельные бонусы и скидки энергоносители неизменно требуют очень больших денег. В итоге за прошлый год Беларусь получила отрицательное сальдо в размере 7,2 миллиарда долларов.

С Китаем тоже все понятно. Единственным нашим козырем долгие годы был и остаётся до сих пор Солигорск с его калийной солью.

Правда за последние пару-тройку лет удалось пробиться на китайский рынок ещё с одним выгодным товаром — сухим молоком: цельным и обезжиренным.

А вот китайцы продают нам все.

Сегодня, наполняя пакет мандаринами в одном крупном минском магазине, обратил внимание и на китайские груши с чесноком для весенних посадок дачникам.  Чесночок издалека – не белорусский, не российский и не украинский.

В общем, китайский «минус» — 3,2 миллиарда.

Сложнее с Италией.

Долгие годы тройку самых невыгодных для Беларуси торговых партнёров занимала Турция. Белорусы сами везли туда валюту, полюбив относительно недорогие курорты. А из Турции тащили огромными дозами всякие шмотки. Плюс турецкие строители одно время активно реконструировали торговые объекты в наших городах, будь-то «Краун плаза» или «Журавинка».

Заработанные деньги, обменяв предварительно в доллары, отвозили к себе домой.

Но время шло. Проходили «сытые» годы. Позволить себе отдых в Анталии или Кушодасах становилось все проблемнее. Барахлишком запаслись впрок. А строители-турки отпали за ненадобностью — своих стало некуда девать.

В 2018 и 2019 годах турецкий минус остановился на одном уровне — 617,9 и 618,1 миллиона долларов. А потом он и вовсе начал существенно уменьшаться — соответственно, 477 и 360 миллионов в позапрошлом и прошлом годах.

И в этом велика личная роль посла Виктора Рыбака, который в конце 2019 года сменил в Анкаре Андрея Савиных.  Помимо традиционного для большинства белорусских дипломатов ииняза он закончил ещё и нархоз. В общем, в экономике разбирается прилично. Да и начинал он свою карьеру даже не в МИДе, а в Министерстве внешних экономических связей у Михаила Маринича. Министерство это, правда, просуществовало недолго, став жертвой структурной перестройки.

В общем, работа Рыбака — это хороший пример того, что может сделать человек, если он на своем месте.

Кстати, на мой взгляд, нынешний посол в Турции— один из самых недооценённых дипломатов. Потенциально он может быть и заместителем министра, и даже руководителем всего внешнеполитического ведомства Беларуси.

А вот в Италии ситуация с послом очень нестандартная.

Восемь лет им рукодельниц Евгений Шестаков. Человек он очень опытный, знающий, уравновешенный, хладнокровно просчитывающий все, вплоть до самых мелких, детали. В аппарате министерства, куда его отозвали на должность заместителя министра, он неслучайно получил прозвище — Компьютер. Помню, на ежегодном приеме для прессы, который устраивался незадолго до 1 января, я спросил Шестакова, знает ли он о том, как называют его сослуживцы?

«Нет, — неподдельно удивился мой собеседник, — а как?»

«Компьютер» — раскрыл я «тайну».

«О, как у Сергея Николаевича», — довольно заулыбался Шестаков.

И уловив, что я не сразу включился, пояснил: «Так называли Мартынова, когда он был у насминистром. И я могу только гордиться, что это точное определение перешло ко мне».

На смену Шестакову в Рим приехал Александр Гурьянов. Но в отличие от

своего предшественника в Вечном городе он долго не задержался. Гурьянова вернули в Минск, где он стал первым заместителем Макея.

А посольство в Риме оказалось без крепкого хозяина.

Руководство учреждением возложили на советника Владимира Василькова, возведя его в ранг Временного поверенного. За плечами этого молодого человека было базовое образование на факультете международных отношений БГУ. Но поскольку таких выпускников всегда намного больше чем вакансий в миде, то Васильков стал работать в Белта, специализируясь на международной тематике. А когда появилась возможность перейти на чисто дипломатическую работу, он ей не преминул воспользоваться. И по сегодняшний день Васильков остаётся Временным поверенным.

Полноценным послом в Италию собирались отправить пресс-секретаря МИДа Анатолия Глаза. Он, кстати, уже там работал в качестве дипломата среднего заена. Похоже, это было не самое худшее время в его карьере. Иначе чем объяснить его такую привычку: перед всякой важной пресс-конференцией он самолично проверяет работу каждого микрофона, считая от единицы до десяти. И непременно — на итальянском.

Увы, репутация Глаза для итальянцев оказалась настолько нереспектабельной, что они не дали ему агреман, отказавшись видеть у себя такого посла. Второго свидания с Вечным городом у пресс-секретаря Макея пока точно не будет, ибо он попал ещё и в санкционные списки Евросоюза.

Увы, проблема поставок белорусской продукции на Аппенины никуда не делась. Конкретно она вылилась в 629,6 миллиона долларов дефицита.

                                                                               Сергей Большаков

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.