Лимит банковских рисков исчерпан: нужны гарантии правительства либо облисполкомов
Вилка нынешней потенциальной инфляции слишком велика и зависит от дальнейшего поведения экономических властей.
Так совпало, что почти одновременно Raiffeisenbank International обнародовал три сценария инфляционного развития для Беларуси, а председатель правления Нацбанка Павел Каллаур публично выступил с необычным заявлением.
Глава Нацбанка объявил, что банки больше не в состоянии кредитовать проблемные предприятия:
— Они уже, можно сказать, исчерпали лимит принятия на себя рисков по неплатежеспособным предприятиям. Поэтому здесь остаются только два условия: либо гарантии правительства, либо гарантии облисполкома, — цитирует Павла Каллаура агентство БЕЛТА.
Хотя, по словам чиновника, в стране нет проблем с финансированием:
— Есть отдельные программы, в том числе много ресурсов мы перенаправили через Банк развития. В принципе, около 30% выдаваемых кредитов выдаются на льготной основе. В целом по экономике льготная процентная ставка составила 6%. При инфляции государство доплачивает 12% тем, кто берет кредиты. Это суперстимулирующие условия. В том числе и программы под инвестиции для малого бизнеса.
Одновременно неутешительный прогноз по инфляции в Беларуси в своем полугодовом отчете опубликовал Raiffeisenbank International. Вот как выглядят три сценария развития ситуации (пессимистичный, базовый и оптимистичный).
Оптимистический предусматривает уровень инфляции по итогам 2022 года 16,3%, в 2023-м — уже 20,7%, в 2024-м — 14,4%.
В базовом сценарии RBI цены в Беларуси в 2022 году вырастут на 17,5%, в 2023-м — на 22,5%, в 2024-м — на 15%.
В пессимистичном сценарии инфляция в Беларуси в 2022 году составит 26,9%, в 2023-м — 36,7%, в 2025-м — 19,7%.
Все три сценария развития ситуации (пессимистичный, базовый и оптимистичный) не предполагают замедления темпов роста цен по сравнению с 2022 годом.
Какой инфляционный сценарий Raiffeisenbank International наиболее реалистичен? И почему глава Нацбанка публично заявил об исчерпании резервов для кредитования проблемных предприятий?
Спросили у экономиста Льва Марголина.
— Все зависит от поведения экономических властей: правительства, Нацбанка, Минфина.
Сейчас и разгорается самая жаркая подпольная борьба. В случае, если Нацбанк заставят кредитовать государственные предприятия, это означает постоянное увеличение денежной массы. Тогда возможна инфляция и в 26%, и в 36% и даже выше.
Если Нацбанку удастся поставить точку в этом споре, то на какое-то время инфляцию удастся придушить и удастся заморозить ее на уровне 16-17% в годовом выражении.
К тому же возможны и средние варианты решения проблемы: участие в кредитовании госпредприятий примет и Нацбанк, и коммерческие банки, и Министерство финансов.
Сейчас давать конкретные прогнозы очень сложно: вилка потенциальной инфляции слишком велика.
— А почему председатель Нацбанка вдруг в голос заговорил о том, что банки исчерпали лимиты кредитования?
— Главная задача его ведомства — обеспечить устойчивость национальной валюты. Мы привыкли, что она определяется курсом по отношению к свободно конвертируемым валютам. На самом же деле главное здесь проявляется в сохранении ее покупательной способности. Цены растут, инфляция раскручивается – следовательно, Нацбанк не выполняет свою главную задачу. А в любой демократической стране это сразу же привело бы главного банкира к отставке. Он использует момент, чтобы публично предупредить о возможных последствиях, то есть, подстелил соломки.
— По состоянию на 1 апреля чистая задолженность по кредитам и займам составляла более 108 миллиардов беларусских рублей, на 1 июня – более 100 миллиардов: то есть, снизилась. Может, ситуация не настолько плоха?
— Тут важнее другой показатель: по итогам июня резко возросла денежная масса и продолжает расти. А это главный показатель того, что виток инфляции стремительно раскручивается. Скорее всего, Нацбанк дает кредиты коммерческим банкам, которые кредитуют госпредприятия.
Если верить председателю Нацбанка (а Павлу Каллауру мы, естественно, верим), то поддержка государственных предприятий, флагманов промышленности становится неподъемным грузом.