TOP

О войне врут безбожно, но верят врунам, а не правде. Почему?

«Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Казалось бы, никто, из находящихся в здравом уме и твердой памяти. Но верят, причем, счет верящим идет на миллионы. Этот феномен нуждается в пояснении и, желательно, не на бытовом уровне.

Для человека, целыми днями лежащего на диване с ноутбуком в обнимку, любой выход в люди — событие, и это событие я стремлюсь по максимуму использовать для изучения реальности. Похороны моей тещи на Западном кладбище Минска не стали исключением. Ниже привожу фрагмент разговора с представителями одной из редких, но периодически очень нужных для всех нас профессии.

— Сколько человек в день хоронят?

— Кладбище закрыли. Только подхораниваем. 2-3 человека.

— А на пике ковида, когда кладбище еще было открыто?

— Порядка 30-и.

— А до ковида?

— Около 10-и.

А теперь предлагаю воспользоваться остатками знаний школьной арифметики и провести нехитрое вычисление: 30 – 10 = 20.

Тем, кто подзабыл, напомню: первое число в примере — уменьшаемое, второе — вычитаемое и третье — разность. В данном случае это не просто число, это характеристика Государства для народа, ведущего беспощадную борьбу с фейками.

Под категорию «это святое» в Беларуси попадает не только независимость и суверенитет, но и статистика Минздрава, согласно которой на конец июля 2020 г. за период пандемии в стране умерло 548 человек, а на конец августа — 642.

Вновь проделаю две нехитрые арифметические операции:

642 – 548 = 94; 94 : 31 = 3

Три смерти от ковида в день на пике эпидемии фиксировал Минздрав, а мои собеседники на Западном кладбище Минска — 20. На чьей стороне правда и только правда — судить не берусь. Но Западное кладбище — не единственное в стране под белыми крыльями. Пустячок, а неприятно.

Кроме информации, полученной мною от работников кладбища, имеется официальная информация, пришедшая к белорусам не напрямую (Национальный статистический комитет не опубликовал официальные данные о смертности в стране за первое полугодие 2020 г.), а из ООН. Она невеселая: за апрель-июнь 2020 г. в Беларуси смертность превысила среднюю за последние 5 лет на 5500 человек.

А теперь станем к Западу задом, а к Востоку передом и ознакомимся с примером борьбы с информационными фейками в «нашей России». 21 сентября В. Путин объявил в стране частичную мобилизацию. Вслед за ним выступил министр обороны С. Шойгу. Ему и слово: «Не могу не сказать, мы давно об этом не говорили — о наших потерях. Наши потери в спецоперации составили 5 937 человек». Количество раненных министр не сообщил, но, по его словам, почти 90% раненых военных вернулись в строй благодаря действиям врачей. За это же время Украина потеряла 61 207 военных погибшими и 49 368 ранеными.

Вновь прибегну к помощи калькулятора: 61 207 : 5 937 = 10,3. Таков «коэффициент эффективности» российской армии в «спецоперации»! Злопыхатели посрамлены. Что с того, что мой тезка Сергей Кужугетович в армии не служил? Легендарные гуси, спасшие, согласно Плутарху, в 390 г. до н. э. Рим, также в армии не служили. А поди ж ты… Вот что значит вовремя загоготать!

Молодым везде у нас дорога

Я ничего не понимаю в военном деле. Весь мой «боевой» опыт ограничен двухмесячными сборами после окончания четвертого курса университета в 1973 г. Тем не менее соотношение потерь 10 к 1 должно означать полный разгром украинской армии. Мозжечка для осознания столь очевидного факта достаточно. Почему же за полгода боевых действий этого не произошло, и почему для замены выбывших 6 тыс. военнослужащих потребовалось призывать 300 тыс. из резерва? Почему потребовалось объявлять частичную мобилизацию, поставившую за сутки всю страну в генокубитальную позу (лат. genu — колено + cubitus — локоть)?

«Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Должен признаться, на протяжении многих лет я наивно полагал, что автора этой максимы (краткое выражение фундаментального морального правила или принципа) следует искать в одном из канонических Евангелий. Интернет мою уверенность развеял. Все гораздо проще и прозаичней. У максимы коллективный автор, известный в литературе под именем Козьма Прутков.

«Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Казалось бы, никто, из находящихся в здравом уме и твердой памяти. Но верят, причем, счет верящим идет на миллионы. Этот феномен нуждается в пояснении и, желательно, не на бытовом уровне.

Согласно советскому и американскому психологу и математику, профессору Калифорнийского университета Владимиру Лефевру, существует две этические системы. В первой, в отличие от второй, нет четкой границы между Добром и Злом. Соответственно в первой неразвита культура диалога, т.к. у носителей культуры с расплывчатыми границами не возникает потребности в согласовании крайних позиций.

Вспомним историю с импичментом президента Республики Корея Пак Кын Хе в 2016 г., перекачавшую в «общественные» фонды с помощью своей подруги $ 72 млн. Смешные, между прочим, по российским меркам деньги. Но этот смех обошелся президенту в 24 года каторжных работ, чему в немалой степени способствовали сотни тысяч возмущенных граждан на площадях южнокорейских городов.

А теперь сравним с реакцией на документальный фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон», опубликованный на портале YouTube 2 марта 2017 г. (45 млн просмотров на начало января 2022 г.).

Следственный комитет приведенные в фильме факты не заинтересовали. Сам же Димон, занимавший на момент выхода фильма должность председателя правительства России, заявил, что не будет «комментировать абсолютно лживые продукты политических проходимцев».

Такая реакция одного из высших должностных лиц государства не удивляет, если вспомнить, что речь идет о первой этической системе. И не следует все списывать на пропаганду. Во-первых, 45 млн просмотров — это вам не фунт изюму. Во-вторых, уровень просвещённости обывателей существенно выше, чем это принято считать в оппозиционных кругах.

В качестве подтверждения последнего тезиса приведу таблицу, позаимствованную из журнала Института социологии НАН РБ «Социологический альманах» за 2013 г.[1]

Кто сегодня преуспевает в белорусском обществе? (в процентах от числа опрошенных)

Криминально-мафиозные структуры 74,3
Тот, кто занимает высокую должность, находится у власти 61,0
Человек со связями 45,1
Предприимчивый, деловой 30,2
Высококвалифицированный, талантливый 6,7
Трудолюбивый 4,7

Вот такая она Беларусская модель. К ней вполне применимы слова из «Песни о Родине» Василия Лебедева-Кумача: «Молодым — везде у нас дорога, старикам — везде у нас почет».

Требуется, однако, ремарка. Слова поэта справедливы при условии принадлежности к криминально-мафиозным структурам, к власти или обладанию связями.

[1] Рыбчак С. В. Формирование гражданской культуры как системная задача политического процесса в Беларуси. С. 164

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.