TOP

Визит Путина в Минск и торт «Наполеон» – что общего между ними?

19 декабря в Минск с рабочим визитом прилетает Владимир Путин. Руководители Беларуси и России обсудят ход реализации принятых ранее союзных программ, в первую очередь – про совместные кооперационные проекты с акцентом на импортозамещение.

Поговорят про сотрудничество в энергетической сфере, а также уделят приоритетное внимание вопросам безопасности.

В 2022 году Лукашенко и Путин встречались уже девять раз, и каждый раз – на российской земле. Какие чрезвычайные обстоятельства погнали Путина в Минск?

Спросили экспертов: директора Института мировой политики (Украина) акадэмічнага дырэктара BISS Пятра Рудкоўскага, директора Института мировой политики (Киев, Украина) Евгения Магду, политолога Сергея Марцелева и экономиста Льва Марголина

Пётр Рудкоўскі: Візіт у Беларусь – адзін са спосабаў выпраўлення іміджу Пуціна

– Пуцін ужо 3,5 гады не бываў у Беларусі, таму ягоны візіт 19 снежня спарадзіў масу канспіралагічных версіяў. Адна з іх – плануе кампенсаваць няўдачы ва Украіне коштам Беларусі. Ці магчыма гэта? 

– Пуцін адмяніў традыцыйную прэсавую канферэнцыю і «прамую лінію». Ёсць чуткі, што можа быць адменена нават штогадовае пасланне Федэральнаму сходу. Наконт прычын – адсутнасць рэальных поспехаў на ўкраінскім фронце, пагаршэнне эканамічнага становішча і ўзрастаючая трывожнасць грамадства. Візіт у Беларусь – адзін са спосабаў выпраўлення іміджу.

Але я не хачу сказаць, што гэтая паездка прадыктавана толькі іміджавымі матывамі. Пуцін і Лукашэнка маюць на парадку дня нямала пытанняў, якія засталіся незавершанымі ў ходзе сямі папярэдніх сустрэч. Паколькі ўсе сем разоў Лукашэнка ездзіў да Пуціна, восьмая паездка магла б выглядаць як поўная васалізацыя «саюзніка». Каб аддаць даніну «суверэннасці» (хай сабе і вельмі ўмоўнай) беларускага рэжыму, было вырашана, хутчэй за ўсё, што прынамсі разок Пуцін прыляціць у Мінск.

– Не дае пакою людзям яшчэ адна тэма – магчымы ўдзел Узброеных сіл Беларусі ў вайне з Украінай. Маўляў, Пуціну трэба даціснуць Лукашэнку, каб той паслаў войска (ці, як мінімум, зладзіў ваенную правакацыю на беларуска-ўкраінскай мяжы), што адцягне частку ЗСУ ад тэатра ваенных дзеянняў, ад Данбаса. Вы бачыце такія пагрозы?

– Цяпер, калі ў Расіі адбылася (адбываецца) мабілізацыя, справа заангажавання беларускай арміі ў вайну менш пільная. Я схільны лічыць, што ціск адбываўся цягам першага паўгоддзя вайны. Што тычыцца псіхалагічнага ціску на Украіну і адцягванне значнай часткі ЗСУ – тут практычна няма ніякіх сумнеў, што Крэмль з дапамогай беларускага рэжыму гэта ажыццяўляе. Рэгіянальная групоўка войскаў – адзін з фактараў такога ціску.

– Што можа хавацца за фармулёўкамі прэс-службы “саюзныя праграмы”, “імпартазамяшчэнне”, “сумесныя меры рэагавання на новыя пагрозы”? Што-што, а хаваць сэнс за слоўным славаблуддзем яна навучылася спраўна.

– 28 саюзных праграм прадугледжваюць цесную эканамічную, мытную і падатковую інтэграцыю, але ўсё ж без палітычнай складовай (наднацыянальныя органы). «Імпартазабеспячэнне» – гэта і слоган, і пастулат, звязаны з санкцыямі. Тут таксама няма падстаў дашуквацца нейкага патаемнага сэнсу. А размытая фармулёўка «рэагаванне на новыя пагрозы» – даніна цяперашняй сітуацыі, якая палягае ў тым, што Крэмль ініцыяваў вайну ў Еўропе, у выніку чаго сапраўды з’явіліся «новыя пагрозы» (бо ўвесь цывілізаваны свет настроіўся супраць краіны-агрэсара).

.

Евгений Магда: Путин попытается «взять на понт» мировое сообщество

– Визит Путина в Минск – такой многослойный торт “Наполеон”, причем без картошки. Таким способом Путин пытается решить сразу несколько проблем, – считает директор Института мировой политики (Киев, Украина) Евгений Магда.

– Во-первых, он отдает дань наиболее последовательному на сегодняшний момент союзнику на всем постсоветском пространстве, открытому военно-политическому союзнику России во всем мире.

Во-вторых, Путин хочет продемонстрировать перспективы будущего в формате «союзного государства».

И, в-третьих, скорее всего, будет подталкивать Лукашенко к более активным действиям против Украины.

Действительно, надо понимать, что на сегодняшний момент на территории республики нет достаточного количества российских и беларусских войск, способных обеспечить эффективное наступление на Украину. Поэтому Путин на понятном ему языке будет пытаться «взять на понты» мировое сообщество.

А Лукашенко, в свою очередь, начнет повторять про то, что «славянским братьям» следует помириться, что НАТО продолжает угрожать России и Беларуси, и про то, что он останется верен Путину до последнего вздоха.

Вот, собственно, и весь прогноз.

Сергей Марцелев: Любой каприз за ваши деньги

– Вспомните, когда Путин последний раз навещал «союзника»? И когда Путин вообще выезжал за пределы России? Давно, правда? Он и на публике у себя на родине редко показывается, – говорит политолог Сергей Марцелев. – Вывод напрашивается сам: повод для визита – из ряда вон выходящий. Не хочу каркать, но на фоне отсутствия прогресса на поле боя российской администрации нужны хоть какие победы на ниве «возрождения империи». Не хочется спекулировать на этом визите, честно. Но у меня дурные предчувствия: и по поводу вступления в войну (Залужный развеял сомнения), и по поводу нашей государственной субъектности на близкую перспективу.

– То есть вы не исключаете ни вступление ВС РБ в войну в Украине, ни аннексии Беларуси? По принципу «любой каприз за ваши деньги»?

– Именно.

По оценкам главкома ВСУ, продолжается формирование ударного кулака на украинской границе. Пока есть около 25.000 (пятнадцать наших и десять тысяч  российских «мобиков», которых натаскивают на беларусских полигонах). Есть две-три недели, чтобы догнать до пятидесяти тысяч, и эта работа продолжается.

Отложенное наступление?

– Ну да. Важно то, что это сказал не пропагандист Арестович, а человек, который известен эффективным руководством армией.

Лев Марголин: Без ответа остался только один вопрос

– Ожидать можно чего угодно: и дальнейшего давления с целью принудить Вооруженные силы Беларуси вступить в войну на стороне России, и предоставить запасы вооружений, которые явно где-то еще остались на складах, и одолжить офицерский состав, которого так не хватает в российской армии. Ведь параметров совместной группировки войск никто не называл: возможно, возьмут роту российских «мобиков» и назначат им в командование 5-6 беларусских офицеров, – допускает экономист Лев Марголин.

– Не исключено, что Путин решил проинспектировать «западные рубежи обороны»: ведь Россия воюет не с Украиной, а с НАТО, как пишут российские СМИ. А заодно пропаганда покажет, что Путин держит все на контроле.

Результаты встречи мы узнаем уже только постфактум. Но после нее анонсирована совместная пресс-конференция, что само по себе уже является прогрессом, значимым фактом.

Остается один-единственный вопрос, на который пока нет ответа. Почему не Лукашенко полетел в Москву, а Путин собрался навестить Беларусь? И берет с собой министра обороны Шойгу, а не министра экономики? Значит, речь пойдет о военных проблемах – не будет же Шойгу обсуждать выделение кредита.

А вообще Путину могло и надоесть сидеть в Москве, решил выбраться в люди. Заодно и покажет, что слухи о смертельной болезни слишком преувеличены. На машине уже поездил (правда, ошибся с выбором марки), а теперь можно и полетать.

– С желаниями Путина разобрались. А чего хотел бы получить Лукашенко? Ведь и цена на газ до сих пор не названа, в Минск не поступил и обещанный кредит на импортозамещение.

– Капля долбит камень не силой, а частотой падения.

Возможно, беларусская сторона не выполнила всех условий, поэтому и не получила кредит. В любом случае продолжится игра, кто кого переглядит: то ли Лукашенко вновь получит свое, то ли Путин дожмет беларусского руководителя. Ведь вам это не загнивающий Запад, где с руководителя государства спросят не только за то, почему он летал куда-то, но также потребуют отчета о результатах. А у нас получается сплошная борьба под ковром.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.