TOP

Валерий Ковалевский: Режим отказался от диалога и переговоров, остается давление на него

Поговорили с представителем ОТ по международным делам, экс-дипломатом Валерием Ковалевским про работу с беларусскими диаспорами, отношениями с Украиной и российской оппозицией, переговорах с беларусской властью и политических заключенных.

Как Вы оцениваете встречу беларусских диаспор?

– Во-первых, это крайне своевременное общение беларуских политических структур и организаций, потому что беларусы сейчас сталкиваются с новыми вызовами, и очень серьезными. Мало того, что нам надо победить диктатуру, нам сейчас надо защитить беларусскую независимость, которая всегда была под угрозой со стороны России. Особенно явная – после 2020 года, и она усилилась после начала войны. Когда на территории республики размещаются российские войска, которые фактически хозяйничают на нашей земле, особенно после заявлений о решении о размещении здесь ядерного оружия. Наш долг и обязанность как граждан Беларуси – защитить свою страну. Диаспора в этом вопросе может сыграть значительную роль.

Наибольшее внимание на мероприятии вызвала секция, связанная с рорссийской оккупацией Беларуси?

– Да мы активно рассматривали вопрос, как освободиться от нее, и пришли к мнению, что на самом деле это тактическая цель. Стратегическая – избавиться от присутствия РФ в РБ. Это и экономика, и информационная зависимость – фактически беларусы живут в российском информационном поле. Мы все больше и больше запутываемся в липком присутствии восточных соседей. Это куда более тяжелая задача, и в этом вопросе нам нужно мобилизоваться всем – тут лишних рук не будет.

Как сейчас идет коммуникация с диаспорами?

– Есть удачные примеры – скажем, народные посольства. Это независимая инициатива, с которой мы давно работаем и координируем свою внешнеполитическую деятельность. Это и разные аспекты культурного сотрудничества… Но всем очевидно: нужно и можно делать больше. Мы можем выводить это сотрудничество на новый политический уровень, чтобы они имели возможность получать большее признание и соответственно больше влиять на решения правительств своих стран проживания.

МИД Украины в связи с встречей Лукашенко с Пушилиным фактически ничего не предпринял. Как думаете – почему?

– Для нас очень важно, особенно после начала войны в Украине, разделять Лукашенко и беларусский народ, точно также, как нужно разделять Беларусь и Россию. Это совершенно разные культуры, разные взгляды на войну. То, что Украина валит все в одну кучу, совершенно не помогает. Это поддерживает стереотип, будто беларусы одобряют агрессию. Но мы точно знаем: наш народ против войны, большинство поддерживает Украину в самых разных формах, находясь в тех условиях, когда это сложно, опасно и у нас, по правде, нет на это много ресурсов. Такую позицию доводим не только до украинской стороны, но и всей Европе. Позитивное восприятие беларусов после 2020 года должно остаться. Мы – сводолюбивая и мирная нация.

Но Тихановская до сих пор не встретилась с Зеленским?

– Не потому, что этого не хочет – украинская сторона пока не готова. Мы слышали объяснения, что сейчас не подходящий момент, Лукашенко может прийти к решению о направлении беларуских войск в Украину. Но ведь дело не в нем – просто беларуское общество не готово к войне, что может привести режим к нежелательным последствиям.

У нас обширные контакты с Верховной радой, мы много работаем на экспертном уровне. У нас хорошие коммуникации с украинскими дипломатами по всему миру, есть позитив в информационной и культурной сферах…  Мы видим взаимное притяжение и интерес к диалогу.

–  А есть ли переговоры с беларусскими властями?

– Мы сразу подчеркивали, что переговоры и диалог – этот тот путь, по которому можно прийти к разрешению кризиса. Режим отказывается от этих инструмента, предпочев путь репрессий и насилия. И сегодня остается только давление на режим, политическая изоляция. Диктатура должна понять, что насилие не работает, рано или поздно придется начать разговаривать.

Будут ли торги политическими заключенными?

– После предыдущих кризисов брались заложники и потом их действительно обменивали на снятие тех же санкций, дипломатического давления… А в результате режим становился только сильнее. Сейчас есть понимание: если продолжить такую практику – диктор устоит. Все принесенные за это время жертвы окажутся пустыми. Нам нужно проявить стойкость, отказаться от торгов, но продолжать любую возможность освобождения людей.

Мы, конечно, хотим, чтобы выпустили всех и сразу, но если появятся другие варианты – будем их изучать.

Предложения от пропагандистов поменять Тихановскую или Латушко – чистый популизм, никто на это не пойдет… Мы говорим о невиновных людях, которых режим сейчас теоретически хочет поменять опять-таки на невиновных людей. Эти предложения изначально пустые. Будем искать другие варианты освобождения заложников.

Есть контакты с российской оппозицией?

– Имеются, но они от случая к случаю, целенаправленной работы нет. Тут одно из наблюдений такое: они не могут сформулировать свою позицию по внешней политике России по окончании войны. Можем ли мы рассчитывать, что после смены власти в РФ они откажутся от своей имперской политике, что они будут уважать нашу национальную культуру, суверенитет, особенность? Много лет россияне стараются уничтожить или захватить соседние страны. Нам нужно убедиться, что это та сила, которая будет уважать базовые ценности. Пока мы этого не видим достаточно убедительно.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.