«СУКОННОЕ ДЕЛО»: КАК РОССИЯНЕ ПОТЕРЯЛИ СОБСТВЕННОСТЬ В БЕЛАРУСИ
В Высшем хозяйственном суде рассматривается любопытное дело — российские акционеры белорусского ОАО «Сукно» обжалуют уменьшение их доли в акционерном обществе.
На вторую половину июня запланировано очередное заседание суда по их иску. Между тем подробности этого дела уже впечатлили представителей посольства России, к которым российские акционеры «Сукна» обратились за помощью.
Показательный процесс
Последнее заседание по этому делу состоялось на минувшей неделе, 22 мая. Надо сказать, что предыдущие заседания проходили в закрытом режиме. Однако в связи с тем, что ответчик не представил затребованных судом доказательств необходимости проведения заседаний в закрытом режиме, суд принял решение об открытости процесса. Поэтому очередное заседание суда, запланированное на 19 июня, таковым и будет.
По словам советника посольства России в Беларуси Ольги Смирновой, «данным процессом действительно интересуются российские деловые круги с точки зрения инвестиционного климата и защиты прав иностранных инвесторов в Беларуси. В этой связи открытость судебного заседания — это серьезный позитивный шаг в деле по иску российских акционеров к ОАО «Сукно».
Повод обратиться в суд у российских акционеров белорусского предприятия был веский — их доля в уставном фонде «Сукна» резко снизилась. Если по состоянию на ноябрь 2012 года доля российских акционеров в уставном фонде белорусского предприятия составляла около 35%, то сейчас почти в два раза меньше — менее 20%. Снижение доли произошло в результате допэмиссии акций в пользу государства, осуществленной осенью прошлого года.
«Мы обнаружили 15 января 2013 года, что наша доля в ОАО «Сукно» снизилась. Хотя внеочередное собрание акционеров, на котором было принято решение о допэмиссии, проходило еще 15 июня 2012 года», — рассказал БелаПАН член наблюдательного совета, представитель трех российских акционеров в ОАО «Сукно» Юрий Пашинин.
По его словам, об июньском собрании российские акционеры белорусского предприятия, равно как и о результатах этого собрания, ничего не знали до января этого года. Правда, представители ОАО «Сукно» утверждают, что письма о проведении внеочередного собрания акционерам, проживающим в России, направлялись.
В то же время истцы заявляют, что в письме, которое получил один-единственный российский акционер, говорилось лишь о начислении дивидендов, а о готовящейся допэмиссии акций ничего там сказано не было. В общем, история о сути почтовой корреспонденции довольно туманная.
А вот обвинения, которые предъявляют российские акционеры организаторам июньского внеочередного собрания акционеров, весьма серьезные. «Протокол июньского собрания акционеров был сфальсифицирован», — убежден Юрий Пашинин.
К такому выводу российские акционеры белорусского предприятия пришли, проанализировав и обзвонив перечень лиц, которые теоретически имели право участвовать во внеочередном собрании акционеров. Истцы уверены и приводят расчеты в материалах, направленных в суд, что на собрании акционеров не могло быть кворума, необходимого для принятия решения о допэмиссии акций.
«Собрания акционеров не могло быть. Протокол собрания был сфальсифицирован, с помощью его был осуществлен подлог документов и дополнительная эмиссия акций», — полагают российские акционеры «Сукна».
Они обошли многие инстанции, чтобы делом стали разбираться правоохранительные органы Беларуси, но большого эффекта это не дало. «Нас предупредили наши источники, когда мы только обратились еще в прокуратуру, что дело поручено «замять», — вспоминает Пашинин.
Учитывая, что в этом деле присутствуют и интересы государства, которое через допэмиссию увеличило свою долю в обществе, российские акционеры пришли к выводу: самостоятельно отстоять свои права им будет сложно. И обратились за помощью в посольство России в Беларуси.
«Мы не обращались бы туда, если бы речь шла о споре субъектов хозяйствования, а у нас фактически спор с государством. Поэтому мы просим о помощи», — подчеркнул Пашинин в беседе с корреспондентом БелаПАН.
Трубу прорвало — документов не стало
Многое во всей этой истории могли бы прояснить материалы внеочередного собрания акционеров, на котором и было принято решение о допэмиссии акций. Однако в ходе судебного рассмотрения дела стали выясняться неожиданные подробности, которые навеяли присутствовавшим грустные воспоминания.
Представитель посольства России, участвовавшая в открытом заседании суда, отметила: «В действиях ответчика я с удивлением наблюдаю повторение бандитских 90-х годов в России, как будто вернулись на 20 лет назад. И смешно, и грустно».
Ситуация, возникшая в зале суда, действительно вызывает противоречивые чувства. И вот почему.
Судьей Высшего хозяйственного суда в ходе закрытого заседания в апреле 2013 года были затребованы у ответчика (ОАО «Сукно») документы, подтверждающие проведение собрания акционеров, принявшего решение о допэмиссии акций, в том числе необходимые по уставу и законодательству — перечень присутствующих с их личными подписями. Но ОАО «Сукно» вместо требуемых документов представило акт… об уничтожении (!) документов, которые якобы были повреждены в результате аварии трубы.
Получается интересная причинно-следственная связь: трубу прорвало, документов не стало, зато решение о допэмиссии акций реализовано. Как такое может быть?
Прорывы труб, подписание представителем ответчика доверенностей на себя же российские участники судебных заседаний воспринимают как некое шоу. «Но есть и более важные вопросы, касающиеся защиты прав и интересов российских граждан и российского бизнеса», — отметила Ольга Смирнова, прокомментировав проведение внеочередного собрания акционеров, на котором было принято решение о допэмиссии акций.
Вопросов, которые касаются защиты прав инвесторов на территории Беларуси, данное дело вызывает немало. Зачем нужно было проводить внеочередное собрание акционеров без участия акционеров, обладавших блокирующим пакетом акций в обществе? Как так получилось, что российские акционеры, представитель которых находится в центре Минска, не смогли получить приглашение на решающее собрание акционеров? Почему документы, в фальсификации которых уверены российские акционеры, были повреждены из-за аварии трубы?
Ответы на эти вопросы, возможно, удастся найти в ходе судебных заседаний. И желательно, чтобы они нашлись.
На этой неделе в Минске состоится Форум деловых людей государств-участников ЕЭП, в котором примут участие премьер-министры трех стран и представители деловых кругов. Для Беларуси такие мероприятия — возможность выгодно показать себя, привлечь в страну средства крупных инвесторов. Но разве они придут в страну, если увидят, что права других инвесторов на территории республики нарушаются?..
Дмитрий ЗАЯЦ, Naviny.by