Станислав Богданкевич: «Экономика требует более серьезной девальвации»
Российский рубль продолжает медленно, но уверенно дешеветь по отношению к доллару и евро. Побиты рекорды кризисного 2009 года. Центробанк России только за сутки потратил миллиард долларов для того, чтобы падение российской валюты не было столь стремительным.
Дешевеет рубль и к белорусскому «зайчику». Если эта тенденция продолжится, то Беларусь ожидает неминуемый рост российского импорта и еще большее сокращение собственного экспорта.
Чего еще ожидать белорусской экономике от этих финансовых потрясений на российском рынке? Об этом в интервью udf.by рассказал бывший глава Национального банка страны Станислава Богданкевич.
— Как падение российского рубля скажется на белорусской экономике?
— Я полагаю, падение российского рубля отрицательно сказывается на белорусской экономике. Это означает удешевление российских товаров и падение конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке.
— Может, в этой ситуации белорусским властям не стоило бы всеми силами удерживать курс белорусского рубля?
— Я давно толкую, что курс белорусского рубля переоценен. Инфляция за год составила 17%, девальвация — 11%. Укрепление белорусского рубля вредит и импорту, потому что удешевляет его, и экспорту. Это единственный аспект Национального банка, который я критикую; по остальным аспектам Нацбанк ведет более-менее правильную политику (не снижает ставку рефинансирования, не удешевляет кредиты). Это плохо для экономики, но хорошо для национальной валюты.
Нет должной девальвации, хотя вся экономика требует более серьезной девальвации.
— Не вынудит ли падение российского рубля белорусские власти пойти на более серьезное ослабление курса рубля белорусского?
— Трудно сказать — ослабление рубля противоречит заявлениям Лукашенко. Белорусская экономика является не рыночной, а полуадминистративной.
Пока Россия дает кредиты, есть возможность продать российским олигархам «Гродно-Азот», МТС, нефтеперерабатывающие заводы. У властей пока есть возможность обеспечивать стабильность валюты нерыночным путем — путем проедания запасов, накопленных предыдущими поколениями белорусов.
Это плохая политика, но тоже политика.
— Если бы сегодня возглавили Нацбанк, какие контрмеры в ответ на падение курса российского рубля предприняли бы?
— Сегодня во всем мире идет девальвация слабых национальных валют, экономик. И белорусскому рублю нужна более серьезная девальвация.
Не стоит на все сто процентов ориентироваться на российский рубль — это слабая национальная валюта сырьевой страны. С Россией мы тоже рассчитываемся в долларовом эквиваленте.
Надо бы допустить большую девальвацию белорусского рубля.
— Большую — в каких пределах?
— Более 10 тысяч рублей по отношению к доллару. Не думаю, что нужен обвал, да власть его и не допустит. Необходимо более быстрое обесценение рубля — на уровне инфляции. Если сейчас доллар равняется 9600, то я бы установил курс 10500 — 11000 рублей.