TOP

Жизнь в долг заканчивается?

Минфин заложил на будущий год относительно скромную сумму заимствований — 1 млрд долларов. Для сравнения: в текущем году только в третьем квартале Беларусь может занять на внешнем рынке почти 2,5 млрд долларов. Почему правительство в будущем году намерено серьезно ограничить объем заимствований? Кажется, жизнь в долг заканчивается, и власти это понимают. 

У порога экономической (без)опасности

В текущем году Беларусь должна вернуть кредиторам 3,2 млрд долларов, в будущем почти столько же — 3 млрд долларов. Серьезные выплаты по государственному долгу в будущем году обусловлены тем, что предстоит погасить пятилетние еврооблигации, посредством которых Беларусь заняла 1 млрд долларов в 2010 году. Кроме этого, на 2015 год приходятся выплаты по внутренним валютным заимствованиям, которые Беларусь начала осуществлять осенью 2012 года.

Министерство финансов на днях сообщило: чтобы расплатиться по долгам в будущем году, планируется занять миллиард долларов. Не исключено, сумма заимствований может быть несколько выше. По информации Naviny.by, при подготовке прогнозных документов на 2015 год власти рассматривали возможность привлечения межгосударственного кредита на миллиард долларов, а также планировали объем заимствований на внутреннем рынке в размере 500 млн долларов.

Итого — 1,5 млрд долларов. Большую сумму экономические власти занимать в будущем году не хотят. Причина? Как отмечают в госорганах, привлечение более серьезных заимствований может привести к выходу параметров государственного долга за пределы… экономической безопасности.

Согласно белорусскому законодательству, платежи по обслуживанию государственного долга не должны превышать 10% доходов республиканского бюджета. В первом квартале 2014-го на обслуживание госдолга Беларусь направила 8,8% доходов республиканского бюджета. В случае дальнейшего активного наращивания заимствований нагрузка на казну вырастет, и платежи по обслуживанию долгов могут выйти за порог экономической безопасности.

«Обслуживание госдолга становится серьезным бременем для бюджета. Величина госдолга уже близка к пороговым значениям, поэтому имеет смысл ограничить объем внешних заимствований», — комментирует ситуацию экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Осознавая вышеназванные ограничения, правительство планирует в 2015 году рассчитываться по старым долгам в том числе за счет приватизационных поступлений.

Альтернативы — приватизация, девальвация

Вопрос о том, где Беларусь будет искать деньги, когда величина государственного долга вплотную упрется в параметры экономической безопасности — открытый. В этом году официальный Минск все еще продолжает привлекать значительные заимствования.

На днях в Беларусь поступил бридж-кредит Банка ВТБ (Россия) на 2 млрд долларов. Это промежуточный кредит (на несколько месяцев), который белорусским властям срочно понадобился, чтобы не допустить существенного снижения золотовалютных резервов в летние месяцы на фоне значительных платежей по внешнему госдолгу. Предполагается, что в июле—августе, когда российская Госдума внесет поправки в бюджет, Россия предоставит Беларуси межгосударственный кредит, который пойдет на погашение кредита Банка ВТБ.

Еще 440 млн долларов в сентябре—октябре Беларусь, скорее всего, получит из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Таким образом, суммарные заимствования Беларуси в третьем квартале могут составить около 2,5 млрд долларов. Правда, ни стоимость, ни срок предоставления российского межгосударственного кредита пока не определены, поэтому сказать, когда Беларуси придется по нему расплачиваться, пока невозможно.

Однако, как бы там ни было, внешний госдолг Беларуси растет, и планы властей по ограничению внешних заимствований в будущем году указывают, что возможности жить в долг ограничены. Поэтому, скорее всего, все чаще будет заходить разговор о приватизации как об инструменте привлечения в страну внешнего финансирования.

Белорусские эксперты полагают, что продажа некоторых активов российскому капиталу — один из наиболее вероятных сценариев привлечения недолгового финансирования в страну. В качестве одной из возможных сделок называется продажа России белорусского «Гродно Азота», конкретный инвестор для которого может быть определен уже в июле 2014 года.

«Закрыв эту сделку, можно решить фискальную задачу (обеспечить приток средств в бюджет) и сырьевую, учитывая, что гродненское предприятие является одним из крупнейших в Беларуси потребителей российского газа», — говорит экономист Мария Акулова.

Вместе с тем, эксперты пока не видят предпосылок того, что приватизация приобретет системный характер. «В будущем году пока можно ожидать лишь точечные сделки для поддержания финансовой устойчивости в стране», — отмечает Мария Акулова.

Эксперты ожидают, что в условиях ограниченной возможности привлечения новых заимствований наряду с точечной приватизацией государство будет прибегать и к другим инструментам решения финансовых проблем в стране.

Дефицит в платежном балансе, который приобрел в Беларуси хронический характер, можно, согласно экономической теории, не только финансировать за счет приватизации, но и пытаться сокращать путем ослабления курса национальной валюты.

«Возможен «микс» из нескольких инструментов: в случае отсутствия внешнего финансирования темпы обесценения национальной валюты могут ускориться, рост доходов населения приостановится, а государственные расходы будут сокращены. После получения внешнего финансирования последствия могут быть противоположными», — полагает Дмитрий Крук.

Учитывая, что жизнь в долг подходит в Беларуси к концу, получение внешнего финансирования будет зависеть в первую очередь от приватизации. Если официальный Минск будет от нее отказываться, как уже не раз бывало, придется жертвовать курсом национальной валюты. Какое из «зол» (девальвацию или приватизацию) белорусские власти сочтут меньшим, сказать сложно, но перспективы настораживают.

Дмитрий ЗАЯЦ, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.