TOP

Суррогатный клондайк

Итак, экономическая война между Россией и Западом в полном разгаре. Каким образом она влияет на Беларусь? Выиграет или проиграет наша экономика от этого конфликта? Очевидно, что есть плюсы и минусы, и пока трудно вычислить баланс.

Сначала о минусах. Россия — основной рынок сбыта нашей продукции. Под влиянием западных санкций, бегства капиталов, российская экономика вступает в сложный период. И это значит, что спрос на белорусскую промышленную продукцию уменьшится. Это уже отрицательно сказывается на объемах экспорта и производства машиностроительной продукции, затоваривании складов.

У пяти российских банков, в отношении которых введены западные санкции, есть «дочки» в Беларуси: Сбербанк, ВЭБ, Газпромбанк, ВТБ и Банк Москвы. Это значит, что их возможности инвестиций, кредитования здесь уменьшатся. Кроме того, три из этих банков — Сбербанк, ВЭБ и ВТБ являются кредиторами белорусского правительства. И когда Беларусь обратится к ним с просьбой рефинансировать долг, что неоднократно происходило раньше, могут возникнуть проблемы.

Пострадали белорусские автомобильные перевозчики, возившие продовольственные товары из стран ЕС в Россию.

Кроме того, не ясно, сможет ли Россия, оказавшись в сложной экономической ситуации, так же щедро поддерживать экономику Беларуси, как раньше.

Но есть и плюсы. Благодаря российским заказам, белорусский ВПК может получить второе дыхание. Россия сейчас начинает новую большую программу перевооружения. И отказ Украины поставлять военную продукцию в РФ нужно чем-то заменить.

Наибольшую эйфорию у белорусских официальных лиц вызвало эмбарго России на поставку продовольствия из стран Европы, США, Канады, Австралии. Дескать, сейчас мы завалим российский рынок своей продукцией. «Для нас это клондайк», — радостно заявил первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Л. Маринич. «Мы абсолютно готовы полностью заменить страны Евросоюза и США в поставках продовольственной продукции на российский рынок. Увеличим выпуск сыров различной твердости и сроков хранения, нарастим производство мяса и цельного молока, с успехом заменим и польские яблоки, и картофель из Голландии, все это у нас есть в достаточном количестве».

Причем планы по росту объемов нашего экспорта в Россию растут не по дням, а по часам. Сначала министр сельского хозяйства Беларуси Л. Заяц в интервью на портале БелТА отметил, что мы можем нарастить поставки продовольствия в Россию на 15—20%. Вице-премьер М. Русый по итогам переговоров в Москве заявил о готовности Беларуси увеличить до конца года экспорт продуктов питания в Россию на 15—50%. Премьер-министр М. Мясникович сообщил 15 августа журналистам, что наша страна планирует увеличить поставки продовольствия в РФ за август—декабрь в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Кто больше?

Но, как говорил в подобных случаях незабвенный бывший премьер России Виктор Черномырдин, а где возьмешь? Излишков продуктов питания, как, собственно, и резервов, у нас нет. За первое полугодие производство сельхозпродукции сократилось на 4,3% по сравнению с прошлым годом. Молока произведено на 1,3% меньше, реализация скота и птицы уменьшилась на 5,5%. Совсем недавно на нашем рынке был дефицит мяса, в первую очередь свинины, и даже сам А. Лукашенко выговаривал за это чиновникам. Л. Маринич обещает заменить на российском рынке польские яблоки, голландский картофель. Это выглядит смешно, потому что в наших магазинах продаются в основном как раз польские яблоки, своих нет. А за первый квартал нынешнего года Беларусь импортировала из ЕС почти три миллиона тонн картофеля, что в 2,5 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Также наша страна импортирует мясо из Европы.

Иначе говоря, увеличить поставки продовольствия в Россию в полтора раза можно только за счет оголения собственного рынка, создания здесь дефицита.

Кроме того, запрет Москвы на импорт западных продуктов питания уже вызвал в РФ рост цен на них. Это значит, что вскоре продовольствие в Россию повезут не только субъекты хозяйствования, но и белорусское население в багажниках автомобилей, в электричках, как это было в 2011 году. И чтобы предотвратить этот массовый вывоз, белорусским властям придется повышать цены на продукты питания до российского уровня.

Но здесь к белорусским чиновникам пришло творческое озарение. Они придумали достаточно нетривиальный способ получить гешефт от этого российского продовольственного самострела. Дело в том, что цены на продовольствие в странах ЕС в результате эмбарго на экспорт продуктов питания в РФ должны упасть. И у белорусского руководства возникла идея покупать европейское продовольствие и продавать в Россию. А. Лукашенко уже дал команду: «Надо шевелиться, использовать этот момент и заработать деньги… Мы можем завозить себе продукцию с любой точки планеты. Надо загружать, перерабатывать и продавать».

Здесь есть три варианта решения. Во-первых, можно просто всю производимую в Беларуси продукцию гнать в Россию, а для своего рынка закупать продовольствие в Европе, и на разнице цен между странами ЕС и РФ зарабатывать прибыль. Во-вторых, перерабатывать европейское сырье и продавать на российском рынке уже готовые к употреблению продукты.

И наконец, третий, самый простой способ: перепродавать в Россию продовольственные товары из стран ЕС под видом белорусской продукции. Иногда, ради приличия, можно сменить упаковку. Если быть точным, то это вообще-то называется контрабандой.

Осуществлять такую операцию белорусским властям не впервой. Благо, в рамках таможенного союза граница с Россией открыта. В середине 1990-х годов большой скандал вызвали поставки на российский рынок контрабандного алкоголя. В прошлом не раз Москва обвиняла Минск в реэкспорте в Россию польского мяса. Было много шума и упреков со стороны России, что Беларусь поставляет на российский рынок сахар из кубинского тростника под видом белорусского свекловичного. Совершенной экзотикой выглядит экспорт Беларусью в РФ в 2013 году 3666 тонн лосося свежемороженого и 332 тонн лосося копченого, 511 тонн копченой форели и 1974 тонны форели мороженой, 16 тонн креветок и 1 тонны каракатиц и осьминогов. А также бананов, фиников, ананасов, манго, гуайявы, инжира, мандаринов, апельсинов, помело, лимонов, грейпфрутов на сумму $4,8 млн.

Но здесь важно иметь в виду, что такие контрабандные схемы, формирование черного рынка возможны только при условии, что российское руководство закроет на это глаза. Что вполне вероятно, ибо россиянам надо же что-то есть.

Валерий КАРБАЛЕВИЧ

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Голубь мира

Треугольник с четырьмя углами

Каждый выплывает в одиночку

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.