TOP

«Около 2% населения, мягко говоря, слишком часто приходят в поликлинику»

Депутат Палаты представителей Дмитрий Шевцов считает, что введение лимита бесплатных посещений поликлиник позволит повысить качество медобслуживания.

В последнее время ведутся разговоры о том, стоит ли внедрять в Беларуси частичную оплату тех медуслуг, которые пока остаются бесплатными. Не так давно заместитель премьер-министра Анатолий Тозик выступил с предложением о введении лимита бесплатных обращений в госполиклиники.

О том, как впоследствии может выглядеть система частичной оплаты и насколько сильно она ударит по кошельку пациентов, рассказал БЕЛТА один из инициаторов этого предложения — член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Дмитрий Шевцов.

— Дмитрий Евгеньевич, как давно вы начали продвигать инициативу о введении частичной оплаты медицинских услуг, и почему она возникла?

— У нас в стране около 2% населения, мягко говоря, слишком часто приходят в поликлинику. Это достаточно большое количество пациентов, потому что есть люди, которые приходят к врачу каждый день или через день. В 2007 году, еще будучи главным врачом 34-й центральной районной клинической поликлиники Минска, я впервые вносил предложение о частичной оплате посещений. Позднее об этом было заявлено на уровне вице-премьера. В этом новшестве нет ничего фатального.

В 2008 году я ездил в Швецию, был в Америке, где изучал особенности работы разных систем здравоохранения. Швеция в вопросе медобслуживания вышла на передовые позиции буквально за 25 лет, и это напрямую связано с введением частичной оплаты. Пациент, который начал доставать копейку из своего кармана, автоматически начал беречь свое здоровье.

— А какая, по вашему мнению, должна быть оплата одного посещения? Не ударит ли она по карману пациентов?

— В свое время я предлагал следующее. С учетом того, что в поликлиниках мы имеем полную закрытую компьютерную базу — электронную регистратуру — и каждому пациенту выдается талончик на бумажном носителе, где прописана необходимая информация, можно просто продавать этот талончик пациентам по стоимости одного проезда в общественном транспорте. Сейчас стоимость поездки составляет Br4 тыс. Деньги небольшие, можно сказать, символические, особенно для тех, кто не злоупотребляет услугами врачей, и вряд ли они могут разорить пациентов.

Другой вариант — сделать в Беларуси гарантированное число бесплатных посещений в год. Например, их может быть 11, а дальше при необходимости можно будет ходить к врачу за свой счет. Но в таком случае оплата уже будет не символическая, а более солидная. Ведь что такое 11 бесплатных посещений в год? Это фактически прийти на прием один раз в месяц. Объясните мне, зачем? У нас в стране медицина закрепилась на хорошем уровне, и необходимости в этом нет.

В той же Швеции работа врачей организована следующим образом. Пациент, приходя на прием, платит фиксированную сумму в 12 евро за консультацию помощника врача, 15 евро — за консультацию врача-терапевта. Первых 10 посещений, невзирая на группу инвалидности и уровень трудоспособности, необходимо оплачивать. Сами шведы говорят, что для них 12 евро — символическая плата. Но когда пациент достает из своего кармана деньги, он задумывается, стоит ему просто так идти на прием. Возникает закономерный вопрос: «А может быть, достаточно того, что доктор порекомендовал мне раньше?». А вот уже после 10-го посещения в Швеции плата снимается. Таким образом в этой стране поддерживают ту группу населения, которой необходимо часто бывать у врача. Например, это касается инвалидов.

Каждый из нас хоть раз в жизни был в частном медицинском центре. Как правило, придя в частный центр, пациент внимательно слушает, что говорит доктор, и даже берет его советы на карандаш. Отношение к государственной медицине у нас, к сожалению, иное. Пациент может позволить себе не запоминать рекомендации доктора, а спустя пару дней опять взять талон на прием, чтобы ему напомнили сказанное раньше, потому что это бесплатно. Вот почему нужна частичная оплата посещений: пациент, который придет к врачу 10 раз за год, заплатит всего Br40 тыс. и даже не почувствует расхода этих денег, а вот пациент, который берет талон 200 раз в год, скорее всего, задумается, стоит ли ему в очередной раз встречаться с медицинским сотрудником.

— А не получится ли так, что введением оплаты вы отпугнете тех пациентов, которые и так редко ходили к врачу? Мы хотим выявлять заболевания на ранних этапах, но в то же время создаем барьеры для людей…

— Это не барьеры, а упорядочение. Барьер — это недоступность чего-то в силу каких-то причин. Например, нет врача или плата за прием неподъемная для среднестатистического белоруса. Здесь барьера как такового нет, потому что стоимость одного талончика на общественный транспорт ни для кого не может быть преградой. Такие деньги для посещения терапевта найдет любой.

В хорошей системе здравоохранения и социальной помощи, которая сформирована в стране, мы вырастили пласт иждивенцев: люди считают, что им должны. Это не так. Доктор должен сказать, что нужно делать, а пациент может следовать его рекомендациям или проигнорировать их. Тут уж решение за ним. Но для этого вовсе необязательно ходить на прием несколько раз в месяц. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.