TOP

Кто должен учить белорусов вести бизнес?

Белорусский бизнес ощущает острую нехватку квалифицированных кадров. Во время опросов предпринимателей эта проблема по важности опережает вопросы налогообложения и доступа к финансам.

В последнее время рост белорусского частного бизнеса ускорился. Это привело к росту спроса на бизнес-образование и резкому увеличению числа компаний, которые оказывают услуги в этой сфере.

По оценкам Министерства экономики, объем рынка бизнес-образования в Беларуси достиг 7,5-7,8 миллионов долларов. Количество организаций, заинтересованных в бизнес-образовании, министерство оценивает более чем в 83 тысячи.Это примерно 20% от их общего числа.

90% рынка бизнес-образования сконцентрировано в Минске.

Бурное развитие рынка бизнес-образования породило ряд вопросов, требующих регулирования на законодательном уровне, отмечали эксперты в ходе недавнего круглого стола «Развитие бизнес-образования в странах с переходной экономикой», проведенного Ассоциацией развития менеджмента.

Речь идет, в частности, о создании прозрачной для потребителя системы оценки качества бизнес-образования и введении национальной аккредитации. Сегодня госорганы вместе с ведущими учреждениями бизнес-образования разрабатывают проект указа президента, который призван сделать понятной ситуацию на рынке.

Одним из проблемных вопросов эксперты называют необходимость разграничения бизнес-школ и тренинговых центров. Словосочетание «бизнес-школа» звучит более солидно, но чтобы называться именно так, необходимо соответствовать определенным стандартам.

— Бизнес-школа — это структура, у которой есть свои преподаватели, занимающиеся долгосрочными дипломными программами… А тренинговый центр проводит короткие тренинги. Пройдя один тренинг, слушатель вскоре выясняет, что для получения новых компетенций нужно пройти еще один, потом еще. Бизнес-школа совмещает все эти тренинги в одну целостную программу, — поясняет президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Актуальным вопросом является и введение системы национальной аккредитации для учреждений бизнес-образования. Она необходима, чтобы оценить, насколько программа соответствует существующим стандартам. В случае бизнес-образования стандарты определяются не только с точки зрения уровня преподавателей, но и с точки зрения других критериев, среди которых — карьерный рост выпускников.

На сегодняшний день единственной бизнес-школой в Беларуси, имеющей международную аккредитацию, является Бизнес-школа Института приватизации и менеджмента (ИПМ). Введение национальной аккредитации, отмечалось в ходе круглого стола, позволит создать прозрачную систему оценки качества работы отечественных бизнес-школ, которые пока не могут себе позволить пройти сложный процесс получения международной аккредитации.

Еще один вопрос связан с выведением бизнес-образования из ведения Министерства образования. Многие эксперты считают, что данную сферу должно курировать Министерство экономики. Тому есть ряд причин: во-первых, бизнес-образование строится по несколько иным принципам, чем традиционное образование: здесь важна не столько передача знаний, сколько групповая работа, направленная на развитие креативности и умения находить новые решения. Кроме того, слушатели системы бизнес-образования работают в основном на частных предприятиях, чья деятельность находится в сфере интересов Министерства экономики.

Сегодня Минэкономики готово взять на себя функции государственного регулятора в бизнес-образовании. Оно также предлагает использовать механизм госзаказа на подготовку управленческих кадров для госсектора, малого и среднего бизнеса.

— В рамках госзаказа обучение будет на 40% оплачиваться из государственного или местного бюджета, 30% будет компенсировать организация, направляющая на обучение работника, и 30% будет платить сам работник, — рассказал на круглом столе начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Дмитрий Крупский.

Инициатива развития правового поля для предпринимательского образования радует игроков рынка. Однако они настаивают на создании равных условий работы для государственного и частного секторов. В частности, считают не очень удачной идею подготовки преподавателей для бизнес-школ в рамках государственных университетов, поскольку для работы в бизнес-школе необходимы компетенции, связанные не столько с передачей знаний, которые слишком быстро устаревают, сколько с модерацией, фасилитацией и пониманием того, как устроен бизнес.

— Государственные игроки пытаются добиться преференций. Однако для полноценного развития рынка услуг надо создать равные условия для государственного и частного сектора. Белорусские компании испытывают острую потребность в управленческих кадрах. Государственный сектор бизнес-образования не в состоянии предложить необходимое качество услуг, — считает генеральный директор Бизнес-школы ИПМ Павел Данейко.

По мнению экспертов, главным критерием качества бизнес-образования, помимо независимых аккредитаций, является рынок.

— Школа госслужбы может существовать за счет бюджета, а бизнес-школа должна зарабатывать сама. Школа бизнеса, которая не может себя прокормить, ничему не научит, — уверен Сергей Мясоедов.

Напомним, что в октябре Форум бизнеса в рамках проекта «Рефорум» обсудил наиболее проблемные моменты регулирования белорусского бизнеса и определил два приоритета, которые будут предложены экспертам для дальнейшей разработки: защита прав частной собственности (проблемы внесудебного списания денежных средств со счетов юридических лиц по решению государственных органов; реформа системы судебных исполнителей; внесудебная конфискация имущества), а также бизнес в экологии (проблема участия частного бизнеса в утилизации отходов; эффективность деятельности представителей бизнеса в сфере экологии; необходимость привлечения новых акторов на рынок утилизации отходов).

Надежда Калинина, «Завтра твоей страны»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.