TOP

Зарплата: крутое пике ниже 500$

Очередная девальвация белорусского рубля сделала население беднее. Средняя зарплата работников снова недотягивает до сакральных 500 долларов. 

Данных по декабрьским зарплатам пока нет. Но так как зарплаты в последнее время в стране не только не росли, но, наоборот, падали, вряд ли декабрьские данные будут принципиально отличаться от ноябрьских. Номинальная начисленная среднемесячная зарплата в январе—ноябре 2014 года составила 6 млн 27 тыс. рублей, то есть почти 438 долларов (при курсе 13 700 рублей за доллар). В ноябре средняя зарплата составила 6 млн 194,4 тыс. рублей, или 452 доллара. В рублях зарплата уменьшилась по сравнению с октябрем 2014 года на 2,9%, или на 183,5 тыс. рублей.

500 долларов и больше сегодня зарабатывают лишь в отдельных отраслях, например, в строительстве, где средняя зарплата в ноябре составила 7 млн 929,5 тыс., или 578 долларов.

Традиционно лучше других регионов выглядит Минск. По данным главного статистического управления столицы, номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в январе—ноябре 2014 года составила 7 млн 920,4 тыс. рублей (578 долларов), в том числе в ноябре — 8 млн 99,9 тыс. (591 доллар). Однако еще чуть более года назад, в ноябре 2013-го, средняя зарплата в Минске составляла 722 доллара.

Интересно, что на 2014 год комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома планировал увеличение средней зарплаты в столице до 780 долларов. А согласно соглашению между Мингорисполкомом, Минским городским объединением профсоюзов и Республиканской ассоциацией предприятий промышленности к концу 2015-го работникам планировалось обеспечить зарплату до тысячи долларов.

Время показало, что эти планы оказались нереалистичными, как и предвыборные обещания главы государства в 2010 году. Тогда в стране активно наращивалась средняя зарплата, и к концу года она достигла обозначенной цели — 500 долларов. Более того, на Всебелорусском собрании 8 декабря 2010 года Александр Лукашенко поставил задачу за ближайшую пятилетку увеличить размер средней зарплаты в два раза.

«К 2015 году мы должны приблизить размеры заработной платы к тысяче долларов в эквиваленте», — заявил тогда Лукашенко.

Однако случился новый кризис, и только к декабрю 2012-го зарплата вернулась на докризисный уровень.

Теперь, как видим, ситуация повторяется — средняя зарплата опять упала ниже 500 долларов. При этом глава государства накануне 2015 года высказал мнение, что «белорусы еще никогда так хорошо не жили».

«Сегодня некоторые обижаются — того не хватает, этого, — сказал Лукашенко. — А я настаиваю: если человек хочет нормально жить и кормить своих детей, свою семью — у него все для этого есть, надо только шевелиться».

Многим подобные заявления главы государства могут показаться правдоподобными. Но белорусы еще не до конца прочувствовали результат снижения своих доходов.

Белорусы «не ощутили эффект от девальвации, так как в стране заморожены цены», отметил экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.

По его словам, пока официальная статистика за 11 месяцев 2014 года не отображает падения средней зарплаты ниже 500 долларов (с учетом ноябрьского курса доллара). Однако «резкого роста зарплат за декабрь не стоит ожидать, и в январе произойдет легализация снижения доходов, зарплат в долларовом эквиваленте, в частности».

Когда это ощутят белорусы?

«Пока на фоне девальвации рубля предприятия будут покрывать свои издержки за счет прибыли, — сказал Антон Болточко. — Но время придет, и цены начнут пересчитывать. Тогда население в полной мере и почувствует произошедшее».

Как полагает Антон Болточко, вплоть до выборов власти будут сдерживать инфляцию, во всяком случае, цены на социально значимые товары: «Все-таки наверху понимают, что невозможно бесконечно долго держаться на идее, что вокруг воюют, и только у нас стабильность, не обеспечивая ее. Таким образом, минимальная поддержка населения в год выборов обеспечиваться будет».

Как показал опрос Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), для современного белорусского социума характерно «раздвоение» общественного, в том числе и экономического сознания, когда страхи тотальной дестабилизации, возникшие под воздействием событий в Украине, заслонили реальную действительность.

Так, отношение тех, чье материальное положение за четвертый квартал улучшилось, к тем, у кого оно ухудшилось, вновь понизилось с 13,5% против 24,6% в сентябре до 13,7% против 31% в декабре. Доля пессимистов, считающих, что «социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы ухудшится», повысилась с 22,5% в сентябре до 33,9% в декабре.

По сравнению с декабрем 2013 г. количество респондентов, считающих, что прошедший год по сравнению с предыдущим годом оказался для Беларуси труднее, возросло с 38,6% до 45,6%.

Меж тем НИСЭПИ зафиксировал минимальный за почти 15 лет мониторинга уровень готовности к участию в публичных акциях протеста: если в августе 2001 г. намерение участвовать в митингах и пикетах высказывали 16,7% опрошенных, в забастовках — 12,9%, в голодовках — 4%, то в декабре 2014-го — 9,3%, 1,6% и 0,8% соответственно.

Соответствующие настроения проецируются и на год президентских выборов. Готовность принять участие в массовых протестах после выборов, если их результаты будут сфальсифицированы, выразили 13,4% опрошенных, а почти 80% ответили отрицательно (7,4% затруднились ответить).

Основатель НИСЭПИ профессор социологии Олег Манаев считает, что, хотя население Беларуси недовольно как раз ужесточением условий труда, проблемами на валютном рынке, невысокими зарплатами, протестов не будет.

«Если бы вокруг Беларуси был спокойный фон, реакция населения была бы другая», — уверен Манаев.

Елена Спасюк, Naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.