Каким калачом заманить инвесторов в Беларусь?
Привлечение прямых иностранных инвестиций в Беларусь не является таким уж безнадежным делом, как это кажется, считают эксперты.
Ассоциация Европейского Бизнеса в рамках проекта «Рефорум», реализуемого Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), проанализировала факторы, которые препятствуют привлечению иностранных инвестиций в Беларусь, и в скором времени представит общественности свое видение того, как ситуацию улучшить. О предварительных выводах — в интервью с руководителем юридического направления Ассоциации Мариной Дымович.
— Вы устанавливали диагноз с назначением лечения инвестиционной проблемы белорусской экономики?
— Мы пытались не только установить диагноз, но и назначить лечение. Причем в существующих условиях и без значительных изменений в законодательстве. Мы не будем предлагать экстремальные меры, как то изменение Конституции или увольнение всех чиновников, кроме владеющих английским языком и умеющих пользоваться электронной почтой. Наши рекомендации будут даны соответственно сегодняшним условиям и существующей расстановке кадров.
— Таким образом, ручное управление экономикой будет приниматься как данность?
— Есть страны, где при ручном управлении экономикой иностранные инвестиции значительны. Например, Азербайджан. Можно, конечно, сказать, что к этой стране есть интерес инвесторов из-за нефти, но она есть и в других странах, однако успеха достигают не все. Азербайджан смог сделать себя привлекательным, и в экономику этой страны не боятся вкладывать деньги. Думаю, шанс есть и у нас, хотя проблем и правда много.
— Какие из них вы бы выделили?
— Есть чисто юридические проблемы. Достаточно четкую иерархию актов законодательства «ломает» практика принятия декретов и указов президента, имеющих большую юридическую силу, чем законы и кодексы.
Еще пример — существующая практика предоставления иностранным инвесторам земли в аренду на 99 лет не является приемлемой для долгосрочных крупных вложений в девелоперские проекты.
Проблема, которая известна уже давно: все договоры, которые заключаются, действуют до того момента, пока не вносятся изменения в законодательство. Если изменения внесли, стороны должны привести договор в соответствие с изменившимся законодательством. В результате у нас нет стабильности договора. Между тем в других юрисдикциях это работает. Например, в Великобритании договор о партнерском соглашении, заключенный в начале прошлого века, действует и сейчас. Фактор стабильности — один из основополагающих в сфере инвестиционной привлекательности государства.
Есть еще практика предоставления льгот и преференций отдельным инвесторам, логика которых не подчиняется четким и прозрачным правилам. Это создает ощущение нестабильности и изменчивости правил игры при инвестировании в белорусскую экономику, а также дополнительную фрустрацию среди инвесторов, особенно учитывая их интенсивные горизонтальные коммуникации и обмен информацией о Беларуси.
— Кому есть выгода от того, что мы идем таким странным путем?
— Беларусь до сих пор молодое независимое государство. Мы действительно пытаемся найти свой путь. Что касается выгоды… Государство не потеряет, если при принятии нормативных актов мы будем просчитывать их последствия, учитывать мнения всех заинтересованных участников. Если бы проводился полный анализ того, что будет происходить в результате принятия того или иного нормативного акта, многие изменения не вносились бы.
Ярким примером в связи с этим является Налоговый кодекс, до вступления которого в действие вносилось множество изменений. Когда Кодекс вступил в действие, уже есть акт со внесенными изменениями. Таким образом, этот нормативный акт не выдерживает проверки даже в течение шести месяцев.
— Повторяющийся периодически валютный кризис также не играет на руку нашей привлекательности?
— Безусловно. В Беларуси имели место случаи запретов и ограничений на расчеты с нерезидентами в иностранной валюте, введения ограничений касательно валюты, в которой инвестиции могут быть выведены из страны. Принимались акты в области начисления и уплаты налогов, которые имели ретроспективный характер применения. Для частичной компенсации этого риска стороны подчиняют договоры, заключаемые в Беларуси, иностранному праву.
— Каково в таких условиях работать инвестору, тем более заинтересоваться Беларусью как местом привлечения инвестиций?
— Беларусь заинтересована в привлечении больших сумм инвестиций. Все знают, что солидный инвестор хочет прийти в страну, понимая, какие будут правила игры в течение десятков лет. Значит, надо гарантировать ему стабильность, юридическую, прежде всего.
— Помимо юридических проблем, на решение каких задач можно безболезненно повлиять в настоящее время?
— Есть проблема позиционирования Беларуси. Беларусь — объект санкций ЕС и США. Таким образом, инвесторы вынуждены подходить к выбору партнеров осторожно, имея при этом проблемы с получением ликвидности европейских банков. С другой стороны, у западных инвесторов возникают политические риски по общению с лицами, принимающими решения по инвестированию в Беларуси.
Однако мы не склонны усугублять проблему. Бывает и хуже. В Беларуси есть свои преимущества. Например, Единое таможенное пространство может стать фактором, который можно выгодно использовать. Беларусь можно представлять как страну, находящуюся в центре Европы, законодательство которой приведено в соответствие с нормами Таможенного союза.
— Каким образом можно сгладить неизгладимое впечатление от приватизации предприятий, скандалов вокруг «Балтики», «Коммунарки»?
— Эти события обросли рядом мифов и легенд. Государству стоило бы не бояться, а публично изложить официальную позицию. Таким образом, была бы продемонстрирована открытость, а также то, что с проблемами борются. Что бы ни происходило за закрытыми дверями, какие бы ни были факторы при принятии решений, о них должно быть известно в той или иной степени. Например, стоило объяснить, почему у нас вводилась золотая акция.
Шаги для того, чтобы подмоченную репутацию попытаться спасти, можно предпринимать. Не надо оправдываться, надо высказать свою точку зрения. Проблема в том, что люди у нас боятся выражать свое мнение, чиновники в том числе. Замалчивание тем временем равноценно признанию вины.
Есть проблема доступности информации на сайтах госорганов об инвестиционных возможностях Беларуси. Инвестор, заинтересованный в информации о возможностях в Беларуси, скорее будет вынужден нанимать эксперта для того, чтобы тот дал рекомендации, чем обращаться к официальным источникам. Таким образом, государство перекладывает государственные обязанности на конкретных индивидуумов. Почему бы эту роль государству не взять на себя и показать, доказать, что в Беларуси не так страшно, как это порой кажется. Очень многие люди приезжают в Беларусь и первое, что говорят: «У вас не так страшно, как казалось. У вас спокойно и красиво. Почему же такой негативный имидж у страны?»
Виктор Листопадов, Zautra.by