День, когда закончилась война…
8 мая 1945 года в Карлсхорсте все было готово к подписанию договора о безоговорочной капитуляции Германии. Это историческое событие произошло в 22:43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому).
В 6 утра Юрий Левитан зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР. Текст его гласил: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии… установить, что 9 мая является днем всенародного торжества — ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ. 9 мая считать нерабочим днем».
В ознаменование праздника был произведен самый масштабный салют в истории СССР — 30 залпов из 1000 орудий.
Сталин обиделся на Жукова…
Однако через несколько месяцев, 2 сентября 1945-го, тот же Президиум ВС узаконил «более главный» праздник: день Победы во второй мировой войне. Его приурочили к 3 сентября — дню победы над Японией. И тоже на радость гражданам объявили нерабочим. Впрочем, радовались они недолго. Существование в календаре новой «красной даты» оказалось весьма кратковременным.
День победы № 2 отметили «по полной программе» лишь один раз — в сентябре 1946 года. А потом оказалось, что подавляющему большинству жителей СССР победа над фашистской Германией куда важнее итоговой победы во второй мировой войне. В итоге затею с «японским» днем победы тихонько «спустили на тормозах». В последующие после 1946-го годы никаких празднований, и уж тем более выходных на 3 сентября власти не объявляли. Хотя формально это являлось нарушением закона: ведь сентябрьский указ так и не был официально отменен.
Но и с днем победы №1 тоже не все получилось гладко. Погулять в честь победы над гитлеровцами довелось лишь в мае 1945-го, 1946-го и 1947-го. А потом «наверху» почему-то пересмотрели свое отношение к этому празднику и решили, что отмечать его столь масштабно не следует.
Некоторые историки считают, что так решил сам Сталин, проникнувшийся ревностью к маршалу Жукову, который в то время превратился для жителей страны в «главного победителя Германии». Портреты и фотографии маршала висели в каждом доме, особенно фото с Парада Победы, где Георгий Константинович выезжал из Спасских ворот Кремля на белом коне…
24 декабря 1947 года опубликован новый указ Президиума Верховного Совета: «Во изменение Указа от 8 мая 1945 г. считать 9 мая — праздник Победы над Германией — рабочим днем». В итоге, начиная с 1948-го, день Победы отмечали ударным трудом в цехах, на стройках, на полях, учебой в школах и институтах… Конечно, в этот день повсеместно устраивались протокольные «собрания актива с приглашением участников боевых действий», газеты печатали торжественные передовицы, но фактически единственным истинно праздничным атрибутом этого дня во времена Сталина и Хрущева оставались орудийные салюты, производимые вечером 9 мая в нескольких крупных городах.
Лишь накануне 20-й годовщины Победы день 9 мая был вновь включен в список главных (и нерабочих) праздников. Тогда, в 1965-м, день Победы отметили с размахом. Именно к этому юбилею приурочили награждение Москвы почетным званием «город-герой». На Красной площади был проведен военный парад, перед мавзолеем Ленина впервые пронесли Знамя Победы.
Еще один интересный исторический факт. Количество войск, участвовавших в параде, по численности не уступало маршевым ротам парада 1945-го. А вот количество военной техники, грохотавшей по кремлевской брусчатке, конечно, превосходило. Смекалистый и предприимчивый Леонид Ильич Брежнев, желая пустить пыль в глаза «империалистическим ястребам», продемонстрировал впервые стоящим на трибуне мавзолея «социалистическим братьям по оружию» военную мощь СССР. В этот день на Красной площади появились межконтинентальные ракеты 8К713, 8К96 и 8К99. Конечно, их внешний вид всех присутствующих вводил в трепет. Хитрость Леонида Ильича заключалась в том, что эти ракеты, выданные за действующие образцы, никогда не выпускались серийно!
Потом еще не раз дряхлеющие советские лидеры припадали к этому живительному источнику легитимности — памяти о войне. Отсюда — брежневские военные мемуары, маршальские погоны, ордена и звезды. Отсюда — георгиевские ленточки путинских времен.
Но справедливости ради надо признать, что прежние «вожди» имели хоть какое-то право на ту победу. Пусть генсек Брежнев и не был великим полководцем, каким пытались изобразить его услужливые подхалимы, но он прошел всю войну на фронте. Премьер Косыгин был одним из руководителей тыла. Министр обороны Устинов — наркомом вооружения СССР. Председатель КГБ Андропов занимался организацией партизанского движения в Карелии. Список можно продолжить.
Нынешние лидеры России и некоторых других постсоветских стран никаких особых прав не имеют, а лишь пытаются присвоить себе звание наследников победы.
Символ Победы
Какую военную фотографию помнит каждый из экс-советских школьников? Правильно! Знамя Победы над рейхстагом. Снимок фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея в Советском Союзе стал символом победы армии и народа над фашистской Германией. Кстати, в мае 1945-го автору исторического снимка не было еще и 20 лет. Мало кто знает, что на самом деле фотография была постановочной — автор сделал снимок лишь на следующий день после реального водружения флага.
В Берлине фотограф оказался по заданию редакции. С собой в вещмешке он привез три красных знамени, которые для него сшил знакомый портной. Ткань Халдей выпросил у завстоловой в центре Москвы: там на столах были постелены отличные красные скатерти. Первое знамя корреспондент установил на крыше аэродрома «Темпельгоф», второе — возле колесницы на Бранденбургских воротах, а вот третье и «украсило» рейхстаг. Правда, к тому времени красноармейцы уже взяли Берлин и водрузили знамя — но Халдей этот исторический момент не запечатлел. Тогда он решил снять несколько постановочных репортажных фото.
Когда военный корреспондент приблизился к месту съемки, бои уже стихли, а на рейхстаге развевалось множество самых разных знамен (кстати, это можно сегодня увидеть на кадрах англо-американской кинохроники). Но снимки сделать надо было. Евгений Халдей попросил первых же солдат, которых встретил, помочь ему: забраться на рейхстаг, установить знамя и немного попозировать. Те согласились. Фотограф нашел выигрышный ракурс и отснял две кассеты. Его персонажами стали бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалев (устанавливает знамя), а также Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев (помощники). Фотокор свое знамя забрал с собой и показал снимки в редакции. Когда фотографию уже собирались публиковать, редактор вдруг кое-что заметил и запретил ее печатать. Оказалось, что на каждой руке бойца Исмаилова было надето по часам: одни — свои, вторые — трофейные. В Советском Союзе такого допустить не могли — чтобы советский солдат оказался мародером, отобрал что-то у неприятеля… И снимок начали экстренно ретушировать — удалять вторые часы. Фотография была напечатана и сразу же стала символом победы Советского Союза. Евгений Халдей продолжил карьеру фотокорреспондента, снимал Нюрнбергский процесс. В 1996 году Борис Ельцин приказал представить всех участников памятной фотографии к званию Героя России, правда, к тому времени Леонид Горичев уже ушел из жизни — он скончался от полученных ран вскоре после войны…
Отмечали, как могли
8 мая 1945 года ликовали союзники Советского Союза в Великой Отечественной войне — англичане и американцы. Главной площадью торжеств были выбраны Букингемский дворец и Трафальгарская площадь. 8 мая к собравшимся жителям обратилась королевская семья во главе с Георгом VI и Елизаветой, а также знаменитый премьер-министр Уинстон Черчилль.
В США 8 мая называется Victory in Europe Day и сейчас широко не празднуется. Но 8 мая 1945-го Америка ликовала вместе со всей Европой. В США день Победы совпал с 61-м днем рождения президента Гарри Трумэна. Он посвятил победу своему предшественнику, Франклину Рузвельту, который умер от мозгового кровоизлияния месяцем ранее, 12 апреля. Флаги были приспущены, и Трумэн заявил, что он желал бы, чтобы «Рузвельт был жив и увидел этот день». Масштабные празднования проходили в Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами, но особенно в Нью-Йорке, на Таймс-сквер. Настоящий праздник победы в США — 2 сентября 1945 года — день Победы во второй мировой войне.
В Канаде празднование Victory in Europe Day переросло в Галифакский бунт (произошел в городе Галифаксе, административном центре провинции Новая Шотландия). В течение двух дней военнослужащие и гражданские лица бродили по улицам, распивали спиртные напитки, били окна, грабили магазины и поджигали дома.
В Германии победу начали отмечать сразу после подписания акта о безоговорочной капитуляции. Понятно, что тон всему задавали советские солдаты, дожившие до этого часа. И сказать, сколько дней отмечали в Берлине первый день Победы, думаю, не рискнет ни один историк.
В Париже 8 мая 1945 года на Елисейских полях было много массовых мероприятий, но все они носили стихийный характер. Участники этого народного веселья потом утверждали, что ничего подобного с ними больше никогда не происходило.
В послевоенные годы президенты Франции 8 мая традиционно возлагали венок к могиле Неизвестного солдата. А Жак Ширак во время своего президентства ввел новую традицию: он и последующие президенты раз в год зажигали Вечный огонь вместе с лицеистами.
Светлана Балашова
Читайте также: