TOP

Как не продешевить при продаже «фамильного серебра» Беларуси

Стоит ли приватизировать крупные предприятия, и как обезопасить рабочих от произвола инвестора?

Насколько интересен инвесторам список предприятий, которые могут быть приватизированы в этом году, соответствуют ли реальности условия, которые в нем выдвигаются, и что нужно сделать, чтобы приватизация в Беларуси стала экономически эффективной — об этом «Завтра твоей страны» расспрашивает экспертов.

Игра в «ромашку»

Ранее государство то вводило списки, то отказывалось от них, подразумевая, что любое белорусское предприятие в принципе является потенциальным кандидат на приватизацию. Однако перечень вновь появился. Что это: ограничение возможностей или расстановка приоритетов?

— Я думаю, что это необходимость каким-то образом упорядочить противоречия в законодательстве о приватизации, — считает Галина Скороход, заместитель председателя движения «За свободу». — Есть масса документов, которые, с одной стороны, позволяют приватизировать, а с другой — ограничивают права инвесторов и не защищают инвестиции от рисков.

По мнению Галины Скороход, правительство просто пытается показаться более надежным партнером. Однако решающую роль в выборе предприятий для приватизации скорее будет определять платежеспособность инвестора, чем список.

Такой подход изначально проигрышный — он не способствует стабилизации, считают эксперты.

— Это свидетельство того, что намерения проводить приватизацию в стране очень слабы, — считает экономист «Либерального клуба» Антон Болточко. — Принятый список — это скорее попытка в очередной раз определить предприятия, которые могут быть приватизированы в случае особой нужды в деньгах.

Специальное исследование, проведенное в рамках проекта РЕФОРУМ Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), показало, что и чиновники не так горячо поддерживают приватизацию крупных предприятий, хотя высказываются за то, чтобы приватизировать средние предприятия.

А вот представители бизнеса, наоборот, за такие серьезные меры, как приватизация крупных предприятий и частная собственность на землю.

Экономист Антон Болточко подчеркивает, что наличие списков приватизации, а также рамочных условий для нее в принципе не дают гарантию продажи предприятий.

— Приватизация в стране должна начинаться не со списков, а с политической воли подтолкнуть процесс разгосударствления предприятий, — убежден эксперт. — И как раз этого мы пока не наблюдаем.

Вместе с тем экономист считает, что сегодня продавать крупные белорусские предприятия нельзя. Это может вызвать негативные процессы, которые наблюдались в России в начале 1990-х.

Да и момент выгодной приватизации, по оценке экспертов, в значительной степени упущен. На активы большинства белорусских госпредприятий сейчас нет большого спроса.

— Речь идет скорее о том, каким образом реструктурировать предприятия и как приватизация все это дополнит, — считает экономист Александр Чубрик.

Цена с потолка

На самом деле большинство предприятий из списка не настолько крупные, чтобы сильно повлиять на белорусскую экономику, однако сами условия, которые предлагаются, только отпугивают потенциальных инвесторов, считают специалисты.

Во-первых,  сложно говорить об объективности стоимости предприятий. Например, ранее правительство заявляло, что сам бренд МАЗа стоит небывалых денег, хотя мировая практика показывает, что инвестору важен не бренд, а конкурентоспособность предприятия.

— Инвестору непонятно, откуда берутся эти цены, — говорит Галина Скороход. — Ни одна международная консалтинговая компания не проводила свою экспертную оценку, а для объективности данных это необходимо.

По мнению Галины Скороход, власти просто сами не определились, чего они ожидают от приватизации — с одной стороны, хочется продать, а с другой — страшно продешевить.

Помимо завышенных цен на покупку, в перечне предприятий указаны условия, которые противоречат здравому смыслу, считает Галина Скороход.

— Когда в одной графе говорится об обязательной модернизации предприятий и в то же время о том, что нельзя сокращать количество работающих, возникает вопрос адекватности таких условий, — отмечает эксперт. — Ведь модернизация подразумевает, как правило, более эффективный менеджмент за счет обновления техники и уменьшения количества рабочих мест.

По мнению Галины Скороход, такие условия просто создаются по принципу «и волки сыты, и овцы целы».

— Конечно, не нужно выбрасывать людей на улицу, элемент социальной защищенности должен быть, но в перспективе инвестор должен иметь возможность самостоятельно решать направление развития предприятия, — отмечает эксперт.

Что делать?

— Для начала стоит поработать над другими проблемами, которые определяют успешность приватизации, — считает Антон Болточко. — Создание условий для накопления капитала малым и средним бизнесом, укрепление института частной собственности и защиты этой собственности от посягательств со стороны государства, модернизация судебной системы — вот что нужно.

В то же время, по мнению экономиста, сейчас можно смело продавать небольшие предприятия, помещения, которые предприниматели арендуют не первый год. Другими словами, необходимо запустить местную приватизацию, которая позволит белорусскому бизнесу повысить свою конкурентоспособность и накопить капитал для более крупной приватизации в стране.

По инициативе Движения «За свободу» лидеры одиннадцати белорусских партий сейчас ведут активное обсуждение, как организовать систему приватизации в Беларуси. Для объективности диалога перед этим социологическая служба движения «За Свободу» изучила позиции оппозиционных структур касательно возможной приватизации различных объектов — от заводов до природных ресурсов, а также мнения работников предприятий, которые либо прошли процедуру акционирования, либо потенциально могут быть переданы инвестору.

На базе собранных данных эксперты разработают предложения для правительства по приватизации. О предварительных итогах обсуждений рассказывает Галина Скороход:

— Когда сотрудникам предприятий задаешь вопросы по поводу приватизации, создается впечатление, что люди в принципе не понимают, что означает это слово, — рассказывает она. — Да люди хотят перемен, чтобы улучшилось и их качество жизни, но они пока не готовы понять, каким образом это можно сделать.

По мнению заместителя председателя движения «За свободу», у людей просто нет четких знаний, чтобы они могли понимать, как улучшить ситуацию на производстве. И, возможно, первоочередная задача общественников, лидеров политических партий, активистов просвещать и разъяснять, как приватизация предприятий может улучшить качество жизни простых белорусов в том числе приводя в пример зарубежный опыт.

Для привлечения инвесторов лидеры партий предлагают реально оценить белорусские предприятия с помощью международных экспертов, после чего организовать реальный конкурс с прозрачными условиям. Итоги конкурса, по мнению специалистов, должна подводить конкурсная комиссия, состоящая в том числе из международных экспертов, а наблюдать за соблюдением всех правил и препятствовать коррупции мог бы общественный совет — объединение активистов и сотрудников предприятия-кандидата на приватизацию.

При этом большинство специалистов считает, что платежеспособность не должна быть самым главным критерием для выбора инвестора. Адекватная оценка ситуации и грамотный план модернизации — то, на что лидеры партий и экономисты предлагают обращать внимание в первую очередь.

Татьяна Жарносек, Zautra.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.