TOP

Сможет ли Беларусь вечно жить в долг, как Америка?

Россия в очередной раз дала Беларуси деньги — правда, теперь для того, чтобы мы могли рассчитаться с ней по старым долгам. Насколько опасно для нашей экономики строить такие цепочки невыплаченных долгов?

В целом в 2015 году Беларуси предстоит погасить кругленькую сумму внешних долгов — 3,1 млрд долларов. Без поблажек от России сделать это весьма сложно.

Проблема возврата долгов терзает Беларусь уже не первый год и, похоже, становится хронической. Помнится, 2013 год был объявлен непростым, потому что Беларусь должна была выплатить около 2 млрд долларов внешних долгов. В 2014-м нам пришлось возвращать больше 3 млрд, в 2015 году — снова 3 миллиарда. На днях Минфин озвучил новый «сюрприз» — в следующем году предстоит искать все те же 3 млрд на погашение долга и плюс еще 1 млрд — на обслуживание.

Впрочем, государство усердно напоминает гражданам, что проблема не так велика — в конце концов наш внешний долг намного меньше, чем у многих развитых стран. Так, в одном из недавних ток-шоу на «Беларусь-1» приглашенные гости обратили внимание, что на 1 июня величина нашего долга составляла 12,7 млрд долларов, тогда как у США — 17 трлн долларов.

На что тратить кредиты

Эксперты подчеркивают, что учитывать стоит не только абсолютную величину государственного долга, но и валовой внешний долг. Этот показатель включает кроме обязательств правительства также долг Нацбанка, коммерческих банков и всех юридических и физических лиц перед иностранными кредиторами. Валовой внешний долг по данным за первый квартал составлял 38 млрд долларов, что равно 53% ВВП нашей страны.

Как объяснил экономист исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович, пороговым значением для данного показателя принято считать 60% от ВВП. Однако для стран со стагнирующей экономикой соотношение должно быть меньше, для стран с растущим ВВП — может быть больше. Очевидно, что Беларусь к числу последних не относится.

Тем не менее, отметил Глеб Шиманович, государственный долг вовсе не является злом: ведь если страна вообще не берет долгов, ей сложно финансировать свои проекты.

В данном вопросе важно, на что тратятся заемные деньги. Например, Ирландия, у которой долгов довольно много, потратила кредиты на экономические реформы и программу выхода из кризиса — теперь у нее наблюдается экономический рост. Греция также брала долги, но реформы, которые ей навязывали сверху, воспринимала негативно — поэтому ей долги пошли во вред.

У Беларуси — особый кредитный путь

Что касается Беларуси, то наша страна активно занимала валюту на внешних рынках не для роста экономики, а на «стабилизацию». Соответственно, кредиты не помогли создать новые деньги для погашения обязательств.

Научный сотрудник исследовательского центра BEROC Дмитрий Крук подчеркивает, что долговая проблема Беларуси является нетрадиционной для мировой практики — заимствования ложатся нагрузкой в первую очередь не на бюджет, как в западных странах, а на золотовалютные резервы — из-за несбалансированности внешней торговли мы постоянно испытываем нехватку валюты. По итогам полугодия резервы Беларуси в иностранной валюте составили всего 1,6 млрд долларов. Получается, нашей стране просто не из чего платить по долгам.

В условиях отсутствия валюты новый кредит для финансирования старых долгов является необходимой мерой. По словам Дмитрий Крука, рефинансирование практикуют все страны мира — только на Западе это происходит в форме новых евробондов для погашения задолженности по старым. Экономисты подчеркивают, что выделение кредитов для Беларуси является во многом политическим решением, поэтому проблемы государственного долга в нашей стране зачастую подчиняются не экономическим, а политическим законам.

«Ежедневник»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.