Кредит дали, но мы его не заметим
Кредит в 2 млрд долларов (его разбили на семь траншей, первый в размере 500 млн долларов ожидается в ближайшие дни) дали Беларуси в тот момент, когда экономическое самочувствие ее населения значительно ухудшилось. Это показал проведенный в марте опрос Независимого института социально-экономических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс).
По данным социологов, только 5,5% респондентов считают, что их материальное положение улучшилось, у 33,4% — не изменилось, а у 59,6% — ухудшилось (в декабре было соответственно 10,5%, 45,9%, 42,4%).
Средний размер доходов (включая зарплаты, пенсии, пособия и другие выплаты), который приходится на одного члена семьи, понизился, по сведениям НИСЭПИ, со 195 долларов в декабре до 147 долларов в марте. Таким образом, с учетом того, что в июне 2015-го было 240 долларов, за 9 месяцев доходы белорусов снизились почти на 40%.
Свыше 61% сказали, что «едва сводят концы с концами, денег не хватает даже на продукты» или «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения» (в сентябре 2014 года доля таких ответов составила 33,3%). Количество тех, кто считает, что белорусская экономика находится в кризисе, выросло с 66,9% в сентябре 2015-го до 87,8% в марте.
Спасет ли евразийский кредит белорусскую экономику и станет ли катализатором реформ? Или только вынудит население еще туже затянуть пояса с учетом того, что предоставление займа подразумевает рост возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и сдерживание роста зарплат в бюджетном секторе?
«Звезды сошлись так, что выбора не осталось. Экономика безальтернативна. Либо надо, условно говоря, объявлять военное положение и переходить на подножный корм (безусловно, я утрирую, имея в виду жизнь по средствам), либо переходить к структурным реформам», — отметил в комментарии для БелаПАН заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Он подчеркивает: Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), выдающий кредит, четко указал, что, например, необходимо увеличивать долю оплаты ЖКУ населением. При этом глава государства настаивает, что введение в стране 100-процентной оплаты ЖКУ будет зависеть от благосостояния людей.
«Мы говорим, что когда-то население будет платить 100% за эти услуги. Только не надо людям говорить, что это будет в 2018 году. Я такого не говорил. Это может быть и в 2020-м, и в 2025-м. Это будет зависеть от того, как люди будут жить. У людей должны быть деньги, чтобы заплатить за подобные услуги по таким ценам, которые мы установим. Поэтому будет это в 2018-м, в 2020-м или 2025-м — это еще вопрос, давайте доживем до этого», — заявил Александр Лукашенко на недавнем совещании по вопросам оплаты ЖКУ.
Однако, считает Гриц, властям все-таки придется выполнять условия предоставления кредита: «Это практически межгосударственное соглашение».
В любом случае, уверен эксперт, населению необходимо сообщить хотя бы в общих чертах, что их ожидает: «Необходимо сообщить, насколько уменьшится зарплата, насколько увеличатся расходы на ЖКУ. Важно сделать это до, а не после, потому что в ином случае это будет некорректно, непорядочно и некрасиво».
Таким образом, вопрос не в том, станет ли жить тяжелее, а в том, как смягчить однозначно негативные последствия для граждан. Условия предоставления кредита предусматривают усиление существующих и внедрение новых механизмов социальной поддержки уязвимых слоев населения в период структурных преобразований экономики. Однако каковы эти механизмы, пока не известно.
Экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко обратил внимание на то, что в открытом доступе нет программы, которая согласована с ЕФСР, поэтому однозначно судить о том, какие меры будут приниматься, чтобы выполнить условия предоставления кредита, нельзя.
«Вместе с тем кредит берется для поддержки, чтобы не допустить серьезного ухудшения ситуации. Можно сказать, что власти берут кредит, чтобы населению было легче, а страна не скатилась в кризис еще глубже», — сказал экономист.
Елена СПАСЮК, Naviny.by