TOP

Тучные годы позади

Как за четверть века изменился уровень жизни белорусов20 лет назад, в июле 1996 года, белорусский парламент принял решение подготовить первую программу социально-экономического развития на пятилетку – разумеется, с целью «повышения уровня жизни всех групп населения». 

С тех пор страна пережила уже четыре пятилетки, сопровождавшиеся подъемами и падениями доходов граждан. Но в итоге уровень жизни в сегодняшней Беларуси все равно заметно отстает от показателей большинства европейских стран.

«Лихие 90-е»: страну накрыла волна бедности

Первую половину 1990-х многие у нас помнят как время унизительной бедности и дефицита первоочередных товаров, продуктов. Пока правительственные топ-чиновники думали, как распорядиться свалившейся на голову независимостью, низы в регионах с утра занимали очереди за черным хлебом.

Покупательная способность населения падала в 1990-е с невероятной скоростью. Если в 1990-м на средний доход белоруса можно было купить 68 кг мяса, в 1993-м — 26 кг, то в 1995-м — только 18. Обнищание было вызвано тем, что экономика находилась в глубокой рецессии.

«В первой половине 1990-х произошел развал экономических связей. В советские годы крупнейшие предприятия Беларуси работали на заказах, поступавших от союзных министерств. После распада СССР заказы, в частности, по линии министерства обороны, прекратились, поэтому в промышленности наблюдался спад. Нужно было создавать национальную экономику», — вспоминает Станислав Богданкевич, который в 1991—1995 годах был председателем правления Национального банка Беларуси.

Покупательная способность населения в 1990-1995 гг.*

*здесь и далее приведены данные о продуктах питания, которые можно было приобрести на величину среднемесячного душевого денежного дохода. Источник: министерство статистики и анализа Беларуси.

Во второй половине 90-х экономику продолжало штормить — страна жила в условиях трехзначной инфляции, хотя ВВП формально рос и по статистике даже увеличивались доходы населения.

«В 1999 году 46% населения получало доход ниже прожиточного минимума. Говорить на таком фоне о росте благосостояния населения не приходилось», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

К официальным статданным второй половины 90-х у белорусских экономистов было много претензий. В частности, в 1998—1999 годах на фоне увеличения официального числа бедных граждан и кризиса в России власть рапортовала о росте валового внутреннего продукта Беларуси. Этот парадокс экономисты объясняли тем, что в белорусском ВВП были учтены бартерные схемы, которые искажали реальное положение дел.

«Можно говорить о реальном повышении уровня жизни населения начиная лишь с 2000—2001 годов, когда количество людей, имевших доход ниже прожиточного минимума, стало сокращаться», — подчеркнул Чубрик.

Тучные годы

В 2000-е годы наблюдались самые высокие темпы роста доходов населения за всю суверенную историю Беларуси. В 2001—2005 годах реальные денежные доходы граждан увеличились на 80,1%, в 2006—2010 годах — на 76,3%.

Динамика доходов в долларовом выражении также была впечатляющей: если в 2000-м средняя зарплата в стране составляла 75,4 доллара, то в декабре 2005-го — более 260 долларов, а в декабре 2010-го превысила 500 долларов США.

Естественно, росла и покупательная способность. Если в 2000-м на среднедушевой доход можно было купить 27 кг свинины, то в 2005-м — более 45, а в 2010-м — свыше 80. По всем продуктам питания, на основе которых государство в 2000-е оценивало уровень жизни в стране, наблюдался кратный рост покупательной способности.

Покупательная способность населения в 2000-2010 гг.

Источник: Национальный статистический комитет.

Подъему экономики и доходов населения способствовали главным образом два фактора, говорят эксперты.

«Рост экономики в 2000-е был обеспечен за счет энергетических субсидий, полученных от России, и увеличения сбыта белорусской продукции на российском рынке. В те времена у нас постоянно росли инвестиции в основной капитал, предприятия расширяли мощности для производства продукции, которую мы продавали в основном России», — утверждает ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

В 2000-е цены на нефть практически постоянно росли, вплоть до 2008 года, и это давало серьезный импульс для развития российской экономики, которая поглощала все большие объемы белорусской продукции.

«Россия тогда была бездонным рынком сбыта нашей недостаточно конкурентоспособной продукции. Лукашенко ездил по российским регионам, договаривался о поставках наших товаров в рамках российского госзаказа, и это обеспечивало растущий сбыт», — отмечает Богданкевич.

В 2006—2010 годах белорусская экономика росла в среднем на 7,3% в год, и по этому показателю страна, как отмечало тогда правительство, «вплотную приблизилась к первой десятке наиболее динамично развивающихся стран мира».

«Достижения 2000-х были связаны с тем, что Беларусь получала нефть беспошлинно, а нефтепродукты на мировом рынке продавала по рыночным ценам. Наряду с этим цена газа в те годы была существенно ниже, чем сейчас, и энергетическая субсидия, получаемая Беларусью от России, вносила существенный вклад в динамику ВВП и возможности государства повышать доходы населения», — объясняет Чубрик.

Получая энергетические субсидии, власти настолько раскрутили внутренний спрос, что страна стала жить откровенно не по средствам. Дефицит счета текущих операций платежного баланса в 2010-м составил 15,6% ВВП. Поэтому 500-долларовая средняя зарплата, к которой страна впервые пришла в том году, долго не продержалась.

Девальвация 2011 года быстро откатила зарплаты на уровень 2005-го, а попытки стимулировать доходы населения в 2012—2014 годах породили очередной валютно-финансовый кризис на рубеже 2014—2015 годов.

Везение закончилось

Наученные горьким опытом, власти в 2015 году впервые не пошли на искусственное повышение зарплат перед президентскими выборами. Как результат, покупательная способность населения в прошлом году по сравнению с 2014-м снизилась по большинству продовольственных товаров. Лишь в пересчете на свинину доходы населения в 2015-м, когда страна справилась с последствиями африканской чумы свиней, выросли.

Покупательная способность населения в 2014-2015 гг.

Источник: Национальный статистический комитет.

В 2016 году тренд снижения покупательной способности населения продолжается, на что явно указывает и ситуация в ритейле. Согласно последним статданным, в мае по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года розничный товарооборот снизился на 4,1%.

Нынешнее правительство и руководство Нацбанка, назначенное в конце 2014 года, придерживаются мнения, что доходы населения не должны расти быстрее, чем производительность труда. По нашим данным, этот подход присутствует и в макроэкономическом прогнозе, который власти готовят на 2017 год. Планируется, что реальные денежные доходы населения вырастут на 0,2—1,3% (в зависимости от цен на нефть, которые, как ожидается, будут определять динамику развития белорусской экономики).

Программа же социально-экономического развития на пятилетку предполагает рост реальных доходов населения в 2016—2020 годах на 9,5—11,6%, что в разы меньше тех темпов, которые наблюдались в стране в предыдущие пятилетки.

Экономисты признают, что основания для более высоких темпов роста доходов действительно отсутствуют. «Лафа в виде льготных цен на энергоносители практически закончилась. В результате снижения мировых цен лаг между теми, по которым энергоресурсы покупает Беларусь, и их стоимостью на мировом рынке сократился. Поэтому оснований для высоких темпов роста экономики и доходов населения не видно, утвержденные официальные планы по зарплате вполне реалистичны», — полагает Богданкевич.

Схожего мнения придерживаются и другие эксперты. «В ближайшие годы мы, вероятно, будем наблюдать стагнацию доходов населения на определенном уровне. У государства сейчас нет средств, чтобы стимулировать рост доходов населения, поэтому правительство не будет ставить таких задач», — считает Борнукова.

Учитывая, что в 2016—2017 гг. белорусская экономика будет лишь выходить из рецессии, роста доходов населения на упомянутые 9,5%—11,6% можно ожидать, по мнению экономистов, только в 2018—2020 годах.

Перспективы, прямо скажем, не блестящие, ведь нынешняя средняя зарплата в Беларуси (360 долларов в эквиваленте) меньше уровня средней пенсии в большинстве европейских стран.

Дмитрий ЗАЯЦ, naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.