TOP

1,2 миллиарда долларов на хоккей. А не жирно ли?!

В очередной раз настало время посмотреть на спорт №1 в нашей стране под увеличительным стеклом. На этот раз решили посмотреть с точки зрения экономики. Ситуацию с хоккеем комментирует не хоккеист, но экономист Ярослав Романчук. 

— Сборная Беларуси по хоккею опять пролетела мимо Олимпиады. В стране строятся ледовые дворцы, клуб играет в КХЛ, а отдачи — выступления на главных зимних стартах четырехлетия — нет (да и на ЧМ белорусские хоккеисты уже не выглядят достойно). Есть ли экономический (зарплаты, кадры, управление) ответ на вопрос, почему так произошло?

— Экономические издержки и выгоды от государственных инвестиций в хоккей я бы разбил на несколько категорий. Сначала о том, откуда в белорусском хоккее деньги. Первый источник — деньги налогоплательщиков, второй — деньги предприятий, в основном, государственных или тех частных, которые за финансирование хоккея получают от государства разного рода льготы, преференции, госзаказ или защиту от конкурентов. Т.е. это такое опосредованное финансирование хоккея теми же налогоплательщиками. Не будь этой формы поддержки, у нас были бы цены на разного рода товары и услуги ниже, выбор шире, производительность труда выше, было бы меньше инвестиционных и производственных «висяков».

Так что хоккей в Беларуси в отличие от детских садов, школ или поликлиник — настоящий государственный приоритет. Есть еще деньги от продажи рекламы, трансферты из международной федерации хоккея, а также доходы от продажи сувениров и атрибутики.

— Можете назвать цифры, в какие суммы хоккей обходится Беларуси?

— Точные расчеты по вложениям в хоккей произвести невозможно, так как нигде нет открытой информации о всех источниках финансирования хоккейных клубов. Для полноты картины нужно также оценить объем косвенной поддержки (через льготы, преференции и т.д.). Давайте сделаем экспертную оценку государственных затрат на хоккей в последние 10 лет. Основой для этой калькуляции является сравнение сопоставимых бюджетов хоккейных клубов других стран, а также стандартные затраты на хоккейную инфраструктуру и организацию соревнований.

— Давайте. Наверное, первой статьей здесь пойдет белорусский представитель в КХЛ…

— Да, первая статья затрат — ХК «Динамо-Минск». Он стоит особняком. Его годовой бюджет не может быть меньше 25 млн долларов. Значит, в период 2006—2015 гг. (даже с учетом того, что «зубры» начали выступать в КХЛ с сезона 2008/09) на его содержание было потрачено 250 млн долларов. Это денежные инвестиции.

Чтобы государственному бизнесу выгодно было давать деньги на хоккей, ему надо было дать возможность эти деньги, как говорят в народе, «отбить» в настоящих коммерческих проектах. Оценочный объем государственной поддержки, льгот, преференций, который вылился в дополнительные издержки для потребителей, я бы оценил в 30 млн долларов в год, или 300 млн долларов за 10 лет. Итого: государственные издержки только по клубу «Динамо-Минск» я оцениваю примерно в 550 млн долларов.

— Очень даже немалая цифра…

— Конечно, немалые расходы и в других сферах. Второй статьей я бы назвал строительство хоккейной инфраструктуры. В Беларуси 31 крытый каток, из которых около половины — это солидные хоккейные дворцы.

Издержки на их строительство, включая стоимость земли и коммуникаций, проектирование, согласование, строительные материалы, работы и т.п., составляют в среднем 15—18 млн долларов. Это если усреднить минские шикарные дворцы с региональными, которые гораздо скромнее.

Плюс прибавим сюда косвенные издержки, т.е. те льготы, которыми пользовались застройщики для реализации таких проектов. В итоге издержки на строительство хоккейной инфраструктуры составляют около 500 млн долларов.

— Вы не отметили здесь средства, затраченные на содержание дворцов, которое тяжким бременем легло на местные бюджеты.

— А это третья статья затрат. Ни один из них не является прибыльным инвестиционным объектом. Значит, местные власти, а также бизнес (уговорами и под принуждением) ежемесячно вынуждены оплачивать разные счета на их содержание (электроэнергия, техническое обслуживание, зарплаты, охрана и т.д.). Оценочно ежегодные издержки на покрытие текущих операционных издержек хоккейных дворцов/катков составляют примерно 6—8 млн долларов, или примерно 70 млн долларов за период 2006—2015 гг.

— Ну и четвертая. Давайте, как говорится, контрольный…

— Это содержание белорусских клубов национального чемпионата. В сезоне 2016/17 годов их 12. Понятное дело, что их бюджеты гораздо скромнее минского «Динамо». Есть клубы побогаче, а есть и скромные середнячки. Но затраты на оплату тренеров, игроков, сборы, транспорт, гостиницы и т.п. делать необходимо.

По весьма сдержанной оценке годовой бюджет среднего белорусского хоккейного клуба составляет 2—3 млн долларов. Получается, что годовые издержки на содержание хоккейных клубов белорусской лиги составляют примерно 30 млн долларов, т.е. за десятилетие было потрачено примерно 300 млн долларов.

По четырем основным затратам на белорусский хоккей в 2006—2015 гг. получается сумма 1,42 млрд долларов. Дисконтируем эту сумму на выручку от билетов, продажу атрибутики, продажу рекламы и поступления от продажи игроков. В итоге, оценочно, прямые и косвенные издержки белорусских налогоплательщиков и потребителей на белорусский хоккей за последние 10 лет составили примерно 1,2 млрд долларов.

— Кто, на ваш взгляд, является бенефициаром таких щедрых инвестиций?

— Во-первых, белорусские любители хоккея. Они имели возможность болеть за своих. Они приобретали за счет налогоплательщиков нематериальные активы в виде позитивных эмоций, социального капитала и хорошего настроения.

Во-вторых, это глава государства. Он, разумеется, не получил материальную выгоду. Однако есть другие прибыли: репутация президента, который инвестирует в здоровье; собственное удовлетворение; выгодный PR и т.д.

В-третьих, едва ли в минусе остались строители всей хоккейной инфраструктуры. Они не похожи на благотворителей, которые отдают на хоккей честно заработанную прибыль из личного кармана.

Наконец, сами хоккеисты, тренеры и обслуживающий персонал. Лучшие из них радуются солидным доходам, которые радикально отличаются от средней зарплаты по стране или доходов среднестатистического директора коммерческой организации.

— Суммируя вышесказанное: эффективны ли были государственные инвестиции в хоккей?

— Этот вопрос нужно адресовать тем, кто за все это заплатил — к налогоплательщикам и потребителям. Смею предположить, что у них до сих пор никто не спрашивал, «за» они или «против» того, чтобы их кровные деньги канализировать в хоккей.

Моя субъективная точка зрения — я за то, чтобы по всей стране создать бесплатную, добротную инфраструктуру для детей и всех желающих играть в футбол, волейбол и настольный теннис. Это были бы настоящие инвестиции в здоровье, в массовый, а не элитарный спорт, который тешит ЭГО очень узкой группы лиц.

— Спорт в Беларуси — это что: погоня за медалями, пиар страны или забота о здоровом образе жизни нации?

— Спорт — это разное. Для меня это здоровье, регулярные занятия, общение, позитивные эмоции и незаменимый способ гармонизации работы, семьи и бытовой рутины.

Для властей Беларуси профессиональный спорт, конечно же, является частью политики и PR-кампании. Это также способ самоутверждения — за счет денег налогоплательщиков. Инвестировать в ученых — дело скучное. Они ведь работают в тиши кабинетов. От них не потребуешь побед на международных конкурсах. Абсурдно доводить задания, например, выиграть к 2020 году две Нобелевские премии. Или же увеличить цитируемость в престижных научных журналах в пять раз. Для электората это скучно, заумно и не секси.

Другое дело спорт. Каждый понимает, что такое «выше, быстрее, сильнее». Каждый хоть раз в жизни как-то соприкасался с мячом, спортивным залом или стадионом. Это как раз те зрелища, которые заменили для политиков бои гладиаторов. Чтобы народ не отвлекался на ненужные вопросы о зарплате, работе, жировках или пенсиях, им нужно внедрить в мозг мысль: «Болей за наших. Мы за ценой не постоим».

К сожалению, финансирование детского спора и физкультуры остается на критически низком уровне. Когда вице-премьер говорит о зарплате физрука в 1,5 млн (неденоминированных) рублей и считает это нормальным, то впору ставить вопрос о кардинальном пересмотре отношения к спорту и физкультуре.

Для меня важнее было бы иметь по всей стране 1000 новых, современных спортивных комплексов, даже под открытым небом, где можно играть в футбол, волейбол, теннис, чем упиваться от счастья девятым местом хоккейной сборной на каком-нибудь турнире.

— «Money, money, money…» пела легендарная АББА. Как по вашему мнению: кто должен платить за спортивный «гешефт» — государство или это сугубо частный вопрос?

— На данном этапе важно предоставить местным органам власти право самостоятельно решать вопросы о развитии спортивной инфраструктуры. Для этого, разумеется, они — местные власти — должны избираться людьми, которые проживают в районе (городе), а не назначаются сверху.

Одновременно важно принять такой закон, который бы делал выгодными инвестиции коммерческих организаций и физических лиц в физкультуру и спорт, т.е. в здоровый образ жизни. Речь идет о налоговых льготах. Очевидно, что сегодня без участия государства невозможно поддерживать спорт. Это понятно, но нам срочно нужно разработать стратегию поддержки здорового образа жизни, в котором радикально пересмотреть функции государства, бизнеса и общества.

— С физкультурой понятно, а что скажете о профессиональном спорте?

— Здесь также нужны изменения. Важно иметь в виду большой маркетинговый, рекламный и имиджевый потенциал белорусских спортсменов. К примеру, может быть взаимовыгодно партнерство с национальными производителями и спортсменам.

К сожалению, коммерческая составляющая наших чемпионов явно не проработана. Главное, чтобы не делать из профессионального спорта игрушку для забав и утех больших номенклатурных начальников, а действовать с использованием богатейшего опыта стран, которые являются законодателями спортивной моды в мире.

Федор Костров, «Товарищ.online»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.