Кого поставить у руля обанкротившихся колхозов?
Премьер-министр Андрей Кобяков предлагает переобучить директоров сельхозпредприятий на антикризисных управляющих. Справятся ли они с этими функциями?
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико отмечает, что макроэкономическая среда не благоприятствует развитию сельского хозяйства в Беларуси.
— Растет конкуренция со стороны России. Скоро россияне не будут нуждаться ни в нашем молоке, ни в мясе, — считает эксперт.
Однако, по его мнению, проблема глубже: и в БССР, и в независимой Беларуси сельское хозяйство всегда было убыточным.
— Кого только ни посылали поднимать его: и руководителей промышленных предприятий, и членов партии. Разве что на танках не ездили — все перепробовали, а проблемы остались. Вместо того чтобы готовить антикризисных управляющих для колхозов-банкротов, может быть, подумать о том, чтобы подготовить хорошего кризисного управляющего всей страны? — иронизирует экономист.
Антикризисный менеджер из Германии или США не спасет убыточное белорусское СПК, уверен Леонид Заико.
—У людей должна быть в собственности земля — тогда и кризисный управляющий не понадобится, — говорит эксперт.
Экономист Лев Марголин подчеркивает, что государство будет вынуждено пойти на банкротство части предприятий (в промышленности и сельском хозяйстве).
— Количество денег в бюджете уменьшается, поэтому другого выхода просто нет. Те предприятия, которые кроме как «перерабатывать» деньги больше ничего не умеют, придется закрывать, — говорит экономист.
По мнению эксперта, в предложении премьер-министра нет логики.
— Если человек не смог поднять хозяйство в качестве руководителя, что он может сделать в качестве антикризисного управляющего? Ведь его задача — санация предприятия и возможное его возвращение к рыночному существованию, — подчеркивает Лев Марголин.
Он обращает внимание на то, что антикризисный управляющий — это отдельная профессия.
— Пока у нас никого не готовят по этой специальности. Думаю, было бы целесообразно на крупные предприятия привлекать таких менеджеров из-за рубежа. Они смогут сделать выводы: стоит ли спасать предприятие или его лучше ликвидировать, — подытоживает собеседник.