Ярослав Романчук: Что стоит за требованием повысить зарплату до 500 долларов?
Александр Лукашенко взялся за старое. Не умеет по-другому управлять номенклатурным хозяйством. Не готов он создавать новую, народную экономику. Т. е. рыночную, в которой у всех равные возможности по закону, но не равные результаты труда.
А. Лукашенко с незавидной периодичностью возвращается к теме роста зарплаты. Помните его высказывание 2013 года? Тогда он сердито сказал белорусам: «Я сегодня белорусам говорю: у нас только ленивый может не заработать деньги. Что мешает в Беларуси заработать? Через нас летают, бегут, ползут, на велосипедах едут. И не бедные люди путешествуют. Окажи им услугу».
Он жаловался, что белорусы избалованы государством. И после этого «зря-плата» росла гораздо быстрее, чем производительность труда. А. Лукашенко сам приказывал ее повышать, накидывая удавку на предприятия.
Интересно, глава страны хоть раз интересовался, как открыть придорожное кафе в Беларуси? А он узнавал, как кошмарят владельцев кафе и ресторанов, которые должны оказывать услуги? С налоговыми, торговыми, санэпидемиологическими и десятком других контрольных органов он, как простой обыватель, предприниматель наверняка никогда не общался. И настоящую, жесткую правду-матку ему его окружение не говорит, потому что вокруг те самые контролеры, которые зачищают информационное поле и наперегонки восхваляют свои ведомства в борьбе с «гнусными предпринимателями», которые так не любят свою страну и потребителей, что чуть ли не каждая проверка заканчивается штрафами для 90% проверенных организаций и ИП.
Да, в Беларуси чертовски тяжело заниматься бизнесом и зарабатывать деньги, если ты не вхож в кабинет некого VIP-номенклатурщика. Кредит на оборотный капитал или на покупку инвестиционных товаров не возьмешь — проценты закусают до смерти. Налоговая нагрузка эквивалентна 55% валовой прибыли. Распорядители чужого (политики и чиновники) забирают 65% добавленной стоимости.
Поверх всего этого еще неплатежи государственных коммерческих организаций, полная безнадега добиться справедливости в судах. И если вы не сляжете с инфарктом, инсультом или нервным истощением, если у вас будут еще силы попытаться законно закрыть свой бизнес, вам предстоит еще раз пройти все круги ада. Вам могут впаять огромный штраф за то, что лет десять назад ваша обыкновенная сделка с некой структурой, оказывается, была незаконной, так как эта самая структура задним числом была признана лжепредпринимательской.
О том, как белорусские власти стимулируют рост зарплаты, в том числе в частном секторе, мы знаем. Приходит проверка в частную организацию, происходит примерно такой диалог:
— Ты должен дать по своей фирме зарплату $600 в месяц. Хоть убейся, но дай!
— Так нет выручки, потребители обеднели, да и государственные клиенты не платят.
— Знал, на что шел.
— Так почему $600? Ведь президент сказал $500?
— Тебе $600, чтобы у всех вместе получилось $500.
Принуждение к повышению зарплаты — это очередная порция яда для бизнеса. Это принуждение к переводу бизнеса в тень. Это стимулирование коррупции и формирование клана опасных государственных держиморд.
Чтобы в Беларуси зарплата составила $500, нужно привлечь в страну, как минимум, $12 — 15 млрд «живых» инвестиций. Чтобы эти деньги зашли на наш рынок, наши власти должны кардинально изменить отношение к инвесторам и предпринимателям.