TOP

Борисов в «поясе бедности»: временно или…

Два года назад Центр социально-экономических исследований CASE Belarus опубликовал исследование о наличии вокруг столицы Беларуси так называемого «пояса бедности». 

Зарплата — кот наплакал, вот и бегут отсюда подальше…

В том, что самый крупный город Минской области Борисов, а также весь Борисовский район находятся в этом незавидном «поясе», сомнений нет. Вот данные Национального статистического комитета.

В октябре 2016 года среднемесячная номинальная заработная плата в столице составила 1011,7 руб, в то время как в Борисовском районе — лишь 631,5 руб. Уровень средней зарплаты борисовчан ниже, чем в целом по стране (722,9 руб), и ниже, чем в области (726,4 руб).

Экономика региона оставляет желать лучшего. Прекратила существование некогда известная далеко за пределами страны борисовская «Пианинка», производившая фортепьяно «Беларусь» и другие музыкальные инструменты. Исчез ряд менее значимых производств. Почти десять лет балансирует на грани банкротства старейшее предприятие города — хрустальный завод.

Многие «оптимизировали» численность работающих, сократив ее в два, три, а то и в четыре раза. В итоге образовался избыток производственных площадей, владельцы которых безуспешно пытаются от них избавиться.

Неудивительно, что здесь растет удельный вес убыточных предприятий. В октябре их было 36%, в то время как в Минске — 21,5%, а в области — 24,2%.

Горожане знают о своем незавидном положении не по сводкам официальной статистики — куда убедительнее повседневный опыт. Поэтому те, кто может, а это, как правило, молодые инициативные люди, уезжают из города. За минувшие двадцать лет количество борисовчан уменьшилось на пятнадцать тысяч человек (со 159,3 тыс. до 143,9 тыс.).

Заводы дышат на ладан — кто виноват?

Почему так происходит? Неужели причина в непрофессионализме и некомпетентности местного руководства?

Дмитрий Бабицкий, один из авторов исследования CASE Belarus, уроженец Борисова, полагает, что вины местных властей в этом как раз нет. Город стал чахнуть по стечению исторических причин и в силу своего географического положения. Подобные ситуации характерны для регионов, которые находятся на определенном расстоянии от крупных городских агломераций, во многих странах мира.

— Главная опасность — остаться в так называемой «ловушке бедности». Это когда человек, компания, определенная местность или страна в целом настолько бедны, что не могут делать инвестиции в свое развитие, а поэтому остаются бедными и дальше, — поясняет Дмитрий Бабицкий.

По мнению экономиста борисовчанина Льва Марголина, проблемы кроются в общей экономической ситуации, а также в сложившейся еще в советское время отраслевой структуре:

— Значительная часть производственного потенциала города концентрировалась на машиностроительных предприятиях — БАТЭ, Автогидроусилитель, ОАО «Экран», завод агрегатов. Они работали на автомобильные и тракторные предприятия Беларуси и России. По мере того как возникали проблемы у сборочных производств, соответственно, возникали проблемы и у борисовчан. В большей или меньшей степени.

Руководитель Центра Мизеса экономист Ярослав Романчук уверен: выход все же был.

— Борисов мог стать великолепным примером кластеризации новой промышленности. В иных экономических, управленческих условиях он бы расцветал за счет того, что на территорию с такой инфраструктурой вполне могли приходить гиганты мирового рынка. Эти концерны стали бы конкурировать за здешние производственные площадки. Но в стране принята иная концепция: не пущать — мы сами знаем, как управлять! В результате директора не уполномочены принимать решения. Борисов пример того, что у семи нянек — дитя без глазу.

За морем телушка — полушка, да не сторговались!

Таким образом, ситуация предопределена исключительно государственной политикой в отношении промышленного сектора, госпредприятий, приватизации, иностранных инвесторов.

Действительно, можно вспомнить о том, что в начале 2000-х, за несколько лет до полной остановки фабрики музыкальных инструментов, которую борисовчане ласково называли «Пианинкой», в СМИ писали о планах создания совместного белорусско-американского предприятия.

Предполагалось, что совладельцем предприятия станет известная компания Trade and Music Group Inc. — крупнейший в то время потребитель борисовских фортепьяно в США. За океаном были готовы вкладывать крупные инвестиции, чтобы как минимум удвоить выпуск пианино! Увы, переговоры ни к чему не привели…

Известно также, что латвийский фармацевтический концерн Grindeks на протяжении многих лет проявлял интерес к ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и хотел войти в число акционеров. Не исключено, что и другими местными предприятиями могли интересоваться иностранные инвесторы.

Это было давно, но как сегодня Борисову вырваться из «ловушки бедности»? Некоторые надежды связываются с вводом в эксплуатацию завода по сборке китайских автомобилей «Джили» в начале 2017 года. Однако есть серьезные опасения, что в ближайшей перспективе колоссальные производственные мощности предприятия останутся незагруженными из-за резкого падения потребительского спроса в Союзном государстве.

К тому же традиционная сборка автомобилей — это позавчерашний день. На ней много не заработаешь.

«Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло»

Дмитрий Бабицкий считает: конкретных рецептов, как сделать Борисов процветающим, никто не даст, но есть общий подход, которого следует придерживаться. В первую очередь надо создавать благоприятный климат для инноваций в высокотехнологичные сферы производства.

— Где-то понимают, что нужно поддерживать молодых, энергичных новаторов, а где-то сидят и думают, как бы чего не вышло. В Борисове, скорее, имеем второй вариант.

Тут впору вспомнить чеховский рассказ «Человек в футляре», для героя которого, крайне осторожного учителя Беликова, «ясны были только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь… В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

Ярослав Романчук убежден: даже будь действия властей самыми передовыми, они все равно не смогут изменить положение коренным образом:

— Отсутствие полноценного местного самоуправления привело к тому, что Борисов стал жертвой амбиций минских чиновников, которые не видят интересов конкретного города. Дескать, нам из центра лучше знать, что вам надо производить. Вот и получается: формально должна отвечать за ситуацию региональная «вертикаль», но соответствующих полномочий у нее нет. Ответственность размыта. В результате столько заводов просто задыхаются от парадоксальной бесхозяйственности! А ведь Борисов действительно мог быть совершенно иным.

С этим трудно не согласиться. На самом деле в городскую экономику правительство вложило огромные финансовые средства. В частности, в 2009 году около 15 миллионов евро инвестировано в непродуманную модернизацию хрустального завода. А он и ныне агонизирует.

Всей стране опять же известна история ОАО «Борисовдрев», в модернизацию которого ушло более 30 миллионов евро. А в итоге спасать это и другие белорусские предприятия деревообработки призван Банк развития.

Десятками миллионов в твердой валюте исчисляется бюджетная поддержка холдинга «Автокомпоненты». И где отдача?

Пример Борисова показывает, что реальных шагов по модернизации белорусской экономики в рамках существующей модели не делается, и в этом большая проблема. Без реформирования экономики в «ловушке бедности» окажется не только этот город, но и вся Беларусь.

Павел Могилин

Читайте также:

«Джили»: телега пока впереди лошади

Юры Станкевіч: Прыхадні разбураюць этнічную еднасць народа

Безработица: один, четыре или же пятнадцать процентов?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.