Рецессия, падение зарплат и рост безработицы
В 2017 году Беларусь ожидает продолжение рецессии. В этом сходится большинство опрошенных сайтом «Белорусский партизан» независимых экспертов.
По словам руководителя Центра Мизеса Ярослава Романчука, 2017 год будет гораздо сложнее, чем предыдущий. «Все проблемы, которые имели место быть в 2016-м, не решены, и в 2017-м они будут только нарастать. Продолжат обостряться отношения с Россией. Значительно обвалится экспорт. Обострится борьба между сторонниками прагматичной экономической политики и «жизни по средствам». Мы вылетим из группы стран со средним доходом», — уверен экономист.
«То, что курс до сих пор держится на уровне 1,9—2 рубля за доллар, связано скорей с психологическими факторами, чем с экономическими: в этом году ввели новый рубль, и люди поверили, что курс какое-то время будет стабильным. Лукашенко все еще верит в возможность получения денег от МВФ, когда эта надежда окончательно рухнет, к концу года доллар будет стоить не менее 3 рублей», — уверен он.
Зарплаты белорусов, по мнению эксперта, в 2017 году также продолжат падение. «Обещанные 500 долларов в следующем году будут получать разве что силовики и номенклатура. Средняя же зарплата по стране упадет до 300 долларов», — считает Романчук.
Экономист Лев Марголин считает, что к концу следующего года средняя зарплата будет такая же, как сегодня, и даже ниже. «Я не знаю, что будет в течение года, но к концу года зарплаты снова вернутся на уровень 370 и даже 350 долларов», — считает Марголин.
Однако, по мнению экономиста, такое развитие событий все же маловероятно и на еще одну девальвацию власти не пойдут.
Известный бизнесмен Александр Кнырович настроен более оптимистично. «Мой прогноз — падение ВВП практически остановится. Курс к концу года составит не более 2,2 рубля за доллар а, возможно, 2 ровно. Средняя зарплата — 410 долларов, никаких 500, конечно, не будет», — считает он.
По словам экономиста Леонида Злотникова, белорусская экономика пока продолжает падение, поэтому ни о каких улучшениях в плане социальной обеспеченности населения сейчас не идет и речи.
— Нельзя повышать зарплату сверх возможностей экономики. А в Беларуси именно так и происходит, — говорит он. — И сейчас идут разговоры о 500 долларах зарплаты, но я их всерьез не воспринимаю. Можно, конечно, еще раз найти серьезный внешний ресурс — и проесть его за полгода. Но потом пройдет очередная девальвация, и опять все станет на место.
В первый раз, когда власти достигли зарплаты в 500 долларов, это дорого стоило белорусской экономике. Именно после этого произошел спад в 2011 году, когда доходы резко снизились на 16%. Похожая ситуация была и в 2013—2014 годах, когда «зарплатная гонка» спровоцировала огромную инфляцию. Сегодня чиновники, возможно, повторяют старые ошибки.
— По данным платежного баланса мы имеем негативное сальдо. Это говорит о том, что потребляем сверх возможности экономики, — предупреждает Леонид Злотников. — Более того, мы имеем немалые долги, которые нужно отдать. Чтобы жить по средствам, нам ориентировочно нужно потреблять на 15—20% меньше. Это касается как зарплат и пенсий, так и других государственных затрат, включая покупку танков.
Таким образом, дилемма для белорусских граждан здесь в любом случае нерадостная — либо угроза инфляции и очередной девальвации, либо — сокращение государственных расходов с урезанием так называемого социального контракта.