Зарплата 500 долларов: достичь можно, но ненадолго
Повышение зарплаты до 500 USD до конца года выглядит вполне выполнимой задачей. Но высокая зарплата продержится недолго. После ее достижения в декабре этого года уже в январе следующего она упадет.
Судя по последним заявлениям Александра Лукашенко о необходимости увеличения зарплаты до 500 USD к концу текущего года, он будет добиваться выполнения своего поручения, поэтому чиновникам придется его выполнить, пишет на сайте belrynok.by финансовый обозреватель Владимир Тарасов.
Правительство предлагает сокращение штатов
В белорусском правительстве в настоящее время рассматривается целый ряд мер, которые предполагается использовать для увеличения зарплат. Некоторые способы описал премьер-министр РБ Андрей Кобяков 21 февраля на заседании президиума Совета министров.
Во-первых, он заявил, что выполнить поручение президента РБ по увеличению средней зарплаты в стране до 500 USD правительство Беларуси собирается с помощью создания новых рабочих мест, новых предприятий, развития предпринимательства и инициативы, а также наращивания экспорта и сокращения затрат.
Во-вторых, он сказал, что в бюджетной сфере наращивать зарплату следует за счет мероприятий по оптимизации и росту внебюджетных доходов. Под оптимизацией понимается, по-видимому, сокращение штатов.
При этом он исключил возможность увеличения зарплат за счет раздачи денег правительством, то есть за счет денежной и кредитной эмиссии Нацбанка.
Александр Лукашенко в ходе встречи с представителями общественности, а также белорусских и зарубежных СМИ 3 февраля называл и другой источник роста зарплат: прибыль предприятий. Он подчеркнул, что ситуация, когда одни жители Беларуси перебиваются с хлеба на воду, тогда как другие раскатывают на шикарных лимузинах и по полгода отдыхают на недешевых курортах, недопустима. То есть он намекнул, что владельцы частных предприятий вполне могут увеличить зарплаты работникам за счет доходов предприятий.
А на совещании 10 февраля он заявил, что развитие экономики страны должно быть абсолютно сбалансированным, без валютных потрясений, платежных кризисов и прочих негативных явлений, поэтому не стоит рассчитывать на масштабную эмиссию.
Все указанные выше способы могут привести к некоторому росту зарплаты, но небольшому. Так, резерв увеличения зарплаты за счет прибыли довольно невелик. Ведь по итогам 2016 года чистая прибыль белорусских организаций без учета финансового сектора составила всего 4,3 млрд. BYN, тогда как денежные доходы населения — 58,4 млрд. BYN, из которых оплата труда и трансферты населению равнялись 85,8%.
Следовательно, если предположить даже невероятное, что половину прибыли предприятия направят на рост зарплаты, то это увеличит доходы населения всего примерно на 4%.
А требуется гораздо больше. В декабре прошлого года зарплата в стране достигала 409 USD, то есть требуется ее увеличение за год примерно на 18%.
Довольно значительным потенциалом обладает сокращение штатов. Президент так часто говорит о данной мере, что возникает впечатление, что сама идея об увеличении зарплаты до 500 USD задумана для того, чтобы обосновать массовые увольнения, которые требует, в частности, МВФ. Пусть сокращенные люди будут недовольны, зато те, кто сохранит работу, будут радоваться росту доходов.
А чтобы еще больше снизить недовольство, президент начал с собственной администрации, количество работников в которой предполагается сократить примерно на 30%. Теперь, если кто-то будет жаловаться в Администрацию президента на сокращение, то в ней смогут с чистой совестью отвечать, что сами снизили количество работников почти на треть.
Поэтому можно ожидать, что в 2017 году занятость в Беларуси значительно снизится. Даже в 2016 году, когда еще задача роста зарплат не ставилась, занятость в стране упала на 2%. И этого никто в руководстве страны не заметил, там говорят только о новых создаваемых рабочих местах и молчат о масштабах сокращения старых мест.
Что касается роста доходов за счет увеличения объемов производства, экспорта, производительности, то тут резервы практически нулевые, может быть, на 1—2%, так как значительного роста в экономике в текущем году не предполагается.
Нестандартные меры: ослабление рубля и бонусы по итогам года
Таким образом, перечисленные выше меры по наращиванию зарплаты могут обеспечить ее рост примерно на 5—10%. Надо где-то изыскать еще 8—13%. И такие меры есть, хотя о них никто не говорит. Первая мера — это традиционное увеличение заработной платы в конце года. В декабре прошлого года, когда еще никаких указаний президента не было, зарплата увеличилась на 11,7% по сравнению с ноябрем. Этот рост был обеспечен выплатами вознаграждений за год. Если предприятия поднакопят средств к концу 2017 года, то они смогут увеличить зарплату в декабре в большей степени, чем на 11,7%.
Вторая мера заключается в управлении курсом доллара, причем для обеспечения поручения президента даже не требуется этот курс снижать, а достаточно сохранить его на текущем уровне. Дело в том, что заработная плата в Беларуси будет расти и без всяких мер правительства в связи с инфляцией, на что, кстати, и в бюджете заложены деньги.
Ожидаемая величина инфляции составляет 9%. Это значит, что при неизменном по итогам 2017 года курсе доллара заработная плата без всяких усилий правительства вырастет примерно на 9%. Это половина необходимого увеличения.
Кроме того, за два месяца с начала года белорусский рубль укрепился к доллару на 3,7%, обеспечив соответствующий рост зарплаты в долларовом выражении. То есть, если просто обеспечить к концу года курс доллара на текущем уровне, то это приведет к росту зарплаты за 2017 год на 12,7%.
А обеспечить неизменный курс рубля по итогам года Нацбанк вполне в состоянии, так как в настоящее время население продает свои валютные запасы и Нацбанк скупает валюту на внутреннем рынке. Изменяя объемы приобретения валюты, Нацбанк имеет возможность управлять курсом доллара.
Чтобы ослабить доллар, Нацбанку достаточно меньше покупать валюты. Правда, такие действия могут привести к невыполнению планов по увеличению золотовалютных резервов, но ведь ради выполнения главного поручения президента можно и пожертвовать выполнением второстепенных показателей. Тем более, что для пополнения резервов можно будет одолжить валюту на время.
Следовательно, в принципе, повышение заработной платы до 500 USD до конца текущего года выглядит вполне выполнимой задачей даже без денежной эмиссии, хотя и приведет к ряду негативных последствий. В первую очередь, к сокращению занятости и к ухудшению условий для внешней торговли из-за крепкого рубля.
Поэтому можно ожидать, что высокая зарплата продержится недолго, и после ее достижения в декабре текущего года, уже в январе она опять уйдет в область 400—450 USD (в зависимости от того, насколько масштабными окажутся увольнения).