МВФ хочет видеть необратимость реформ
Миссия Международного валютного фонда прибудет в Минск в начале июня. В течение недели, с 5 по 12 июня, эксперты фонда будут обсуждать ситуацию в белорусской экономике.
Власти Беларуси пытаются начать новую программу сотрудничества с МВФ. Официальный Минск рассчитывает на предоставление фондом 3,5 миллиарда долларов. Какие шансы получить эти деньги?
— Особых подвижек в тех программах, которые рекомендует МВФ, нет, правительству похвастаться нечем, — отмечает в комментарии сайту «Завтра твоей страны» старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. — Не проводятся реструктуризация и приватизация госпредприятий, нет особых изменений в социальной поддержке безработных. Так что итог этой миссии может быть точно таким же, как и предыдущих, — никаким.
— Почему официальный Минск не идет на выполнение элементарных требований или пожеланий фонда?
— На самом деле, это не элементарные требования. Это требования, призывающие весьма кардинально пересмотреть белорусскую экономическую модель. Правительство пытается торговаться и получить кредит с меньшими для себя издержками. Однако то, что власти понимают как издержки, является необходимыми экономическими реформами. Смысл этих переговоров с белорусской стороны, как мне кажется, выглядит так: а вдруг МВФ согласится дать денег просто так или за обещания косметических преобразований.
— Но МВФ уже выделял Беларуси кредит и не очень доволен результатами использования средств.
— Да. Была программа реформ. Сначала под нее дали 2,5 миллиарда долларов, через год эту программу увеличили еще на миллиард. Но после этого все реформы в Беларуси достаточно быстро свернулись. Взятые белорусской стороной обязательства до конца выполнены не были. С тех пор МВФ изменил практику взаимодействия с официальным Минском: под обещания что-то сделать деньги даваться не будут. Власти на самом верху должны продемонстрировать приверженность реформам. МВФ хочет видеть необратимость этих реформ.
— На ваш взгляд, когда белорусское руководство созреет для проведения реформ?
— Как показывает наша история, в экономическом смысле что-то кардинально менять власти готовы, когда все предельно плохо и других вариантов не остается. Как только власти получают передышку, альтернативу в виде российских, еще каких-то денег, разговоры о реформах прекращаются, даже идет откат. У меня нет сомнений, что на самом высоком уровне не видят никакой необходимости реформ. А то, что иногда обсуждается — вынужденный шаг. Если бы не было необходимости в сотрудничестве с МВФ, реформ никто бы не проводил.
— Насколько остро Беларусь нуждается в кредитах МВФ?
— Деньги нужны для обслуживания внешних долгов. С учетом обещанной Россией поддержки до конца года эту проблему, кажется, решили. Но в дальнейшем нам очень нужны длинные и дешевые деньги от МВФ.
— А если вдруг Россия перестанет давать деньги. Станут ли власти Беларуси внимательнее прислушиваться к рекомендациям МВФ?
— Понятно, что российская поддержка — определенная альтернатива кредитам МВФ. Чем меньше денег даст Россия, тем больше будет необходимость сотрудничества с фондом, и наоборот. Но пока о полном сворачивании помощи Беларуси со стороны Кремля речь не идет.