TOP

Попали на большие деньги

В белорусских кулуарах власти в начале 2000-х кому-то в голову пришла идея. А почему бы нам не построить Белорусскую атомную электростанцию? Как раз в это время белорусская экономика росла на 6—9% в год. Появилось головокружение от успехов. Показалось, что рост будет еще лет двадцать. Будет большой спрос на цемент, строительные материалы, лен, картон, бумагу и продукты питания. Значит, будет большой спрос на электроэнергию.

Мужики на вершине пирамиды власти радостно ударили по рукам. Благо русские атомщики заинтересованы в продаже своих АЭС и ядерного топлива. Возможно, кто-то в этот момент робко спросил: «Товарищи, а кто будет покупать электроэнергию Белорусской АЭС?» Дружный, негодующий хор инженеров, пропагандистов, бюрократов и строителей заглушил вопрос здравого смысла. И пошло, поехало, закрутилось, завертелось.

Прошло десять лет. И вот Александр Лукашенко обращается к премьер-министру Андрею Кобякову с то ли предложением, то ли приказом «думать, куда направлять электроэнергию после ввода в строй БелАЭС».

Распорядители чужого (политики и чиновники) взяли в кредит $10—12 млрд и не знают, что делать с электроэнергией, которая будет на БелАЭС производиться? Они не знают, по какой цене домашние хозяйства и производители товаров и услуг будут покупать эту самую электроэнергию? Они не знают, что будет с энергосистемой страны? У нас в энергосистеме есть более 9000 МВт! При средней нагрузке 5200 МВт (на пике 5800 МВт). А тут еще БелАЭС с ее 2400 МВт.

Они-то построят, запустят, поднимут бокалы шампанского, а кто будет покупать? Получится, как с цементом, картоном, тканями, товарами деревообработки или стеклом. Производственные мощности ввели, кредитные деньги потратили, а потом начали думать: «А кто купит?». Ладно, завод или фабрика. А здесь же атомная станция! Ее не остановишь, не поставишь на stand-by.

Поскольку поляки и литовцы категорически отказались покупать электроэнергию БелАЭС, значит, она будет поставляться на внутренний рынок. Нет, у потребителей не появится выбора. Ни у юридических, ни у физических лиц не будет возможности выбирать между электроэнергией из дешевого газа или мирного атома. «Белэнерго» будет жестко и монопольно проводить единую энергетическую политику.

Белорусы из-за грандиозных, провальных планов правительства попали на большие деньги. Сейчас речь идет лишь о минимизации издержек. Вариантов не так много.

Первый — закрытие или консервация нынешних генерирующих станций. Это дело очень затратное. Опять же повышенные тарифы или новые налоги (ставки).

Второе — повышение тарифов на электроэнергию для покрытия дополнительных издержек, запрет импорта, резкое ограничение на запуск возобновляемых источников генерации электроэнергии. Вместо электроэнергии по 5—7 центов за 1кВт/час мы будет вынуждены покупать ее за 16—20 центов за 1кВт/час, если учесть все затраты.

Третье — создание дополнительного спроса на электроэнергию. Чтобы потребление электроэнергии на душу населения было не 3,7 тыс. кВт/час, а хотя бы, как в Казахстане, 5,6 тыс. кВт/ч или в Чехии — 6,6 тыс. кВт/час. Для этого нужны быстрые, системные, структурные реформы превращения Беларуси в европейский Сингапур. Кстати, Сингапур потребляет под 9 тыс. кВт/час.

Четвертое — попытка убедить Росатом/Кремль взять на себя часть издержек, провести реструктуризацию долга, списать часть долга, продать часть акций БелАЭС в России.

Глубинная причина атомной авантюры Беларуси проста. Дремучее экономическое невежество, усугубленное безответственностью при распределении чужих денег, т.е. денег налогоплательщиков.

Ярослав Романчук, facebook.com

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.