Через сколько лет белорусы заживут «как до кризиса»?
Экономисты не согласны, что экономика восстанавливается и «самое тяжелое время уже позади».
Об этом заявил директор ООО «Альпари Евразия» Александр Сабодин во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА. Он отметил, что основные факторы, которые способствовали восстановлению белорусской экономики, — внешние. Это возврат к поставкам нефти из России в полном объеме, рост цены на нефть и нефтепродукты, увеличение цен на калийные удобрения и некоторое восстановление спроса на белорусскую продукцию со стороны России.
Когда же белорусская экономика вернется на докризисный уровень 2014 года?
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико не согласен с утверждением директора ООО «Альпари Евразия». В 2014 году ВВП страны составил около 76 млрд долларов, после чего последовало падение на 38%, и по итогам нынешнего года ВВП должен составить около 50 млрд.
— Так что там восстановилось? Правильнее сказать, что остановилось падение экономики. Мы вышли на нижнюю точку, на которой всего лишь стало проявляться некоторое равновесие, — полагает Леонид Заико.
Экономист Либерального клуба Антон Болточко также считает оптимистические заявления преждевременными.
— Говорить о восстановлении экономики и о том, что мы прошли самый страшный этап, — неверно. Впереди нас еще ждут сложные времена, — отмечает эксперт.
Экономист называет ожидающийся по итогам года рост ВВП приблизительно на 2% «очень низким». Белорусская экономика начала показывать рост за счет внешней конъюнктуры рынка, при которой удалось отчасти восстановить объемы промышленного произвоства отдельных госпредприятий, а не за счет преобразований внутри страны.
Следовательно, если внешняя конъюнктура изменится в худшую сторону, высока вероятность того, что и белорусская экономика вернется в отрицательную зону экономического роста, говорит Антон Болточко. Экономист считает, что для скорейшего восстановления белорусской экономики нужен рост ВВП как минимум по 5% в год. Но это требует проведения реформ.
— Если же взять за основу текущие темпы экономического роста и предположить, что курс белорусского рубля останется примерно на нынешнем уровне, то, думаю, Беларуси понадобится как минимум 4 года, чтобы восстановить утерянные позиции, — считает Антон Болточко.
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико проводит исторические параллели: в начале 90-х годов экономики стран постсоветского пространства и мирового социализма рухнули примерно на 40%. В Беларуси же благодаря Александру Лукашенко возникла иллюзия, что можно сохранить устаревшее производство.
— Вместо того чтобы упасть в начале 90-х и теперь уже двигаться более-менее уверенно, мы рухнули на 40% через 25 лет. Мы обманули сами себя, — полагает экономист. — Новая экономика требует новых видов продукции. Что такое наши МАЗы по сравнению с представленным Илоном Маском беспилотным электрогрузовиком Tesla, способным за пять секунд разогнаться до 100 км/ч? Наша страна находится в состоянии интеллектуального застоя. Возникает вопрос: мы будем идти той же дорогой или будем ее менять?