Депрессия распространяется как вирус
Каждый год из районных центров уезжает 3% трудоспособного населения. За последние три года количество микропредприятий сократилось на 2—2,5%.
— Это формирует угрозу создания кластера депрессивных регионов. Например, в Витебской и Гомельской областях, — констатировал научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль во время дискуссии Либерального клуба «Как оживить белорусские регионы».
Зарплаты в райцентрах на 20% ниже, чем средние по стране. Жительница района получает на 20% меньше, чем ее коллега в Минске, и на 40% — чем мужчина, который трудится на аналогичной должности в столице.
Большинство рецептов по спасению регионов сводятся к реформам и изменению системы управления ресурсами и принятия решений. Пока такие перемены не стоят на повестке дня, местным властям и сообществам приходится рассчитывать только на себя. По словам экспертов, часть проблем действительно можно решить на местах, была бы политическая воля районных управленцев.
Две составляющие — полномочия и ресурсы – способны если не повернуть вспять вымирание регионов, то как минимум его затормозить. Важно, чтобы у местных чиновников была возможность решать проблемы в рамках своих компетенций, а не быть только исполнителями поручений «сверху».
— Им не хватает полномочий принимать решения и исполнять их. Ведь именно на местах лучше видны проблемы, — комментирует академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА Дмитрий Маркушевский.
По мнению эксперта, Минск может помочь чиновникам на местах, предоставив им больше возможностей, введя выборность мэров и стимулируя население включаться в принятие решений на этапе их разработки.
Если у местных властей, в свою очередь, будет политическая воля привлекать людей и бизнес к разработке и принятию решений, затрагивающих в том числе экономическое развитие местности, то эффективность их будет намного выше, чем это часто происходит сейчас.
Система, когда заработанные районом или городом доходы и средства от налогов не остаются на месте, а перераспределяются по усмотрению централизованной власти, не стимулирует регионы быть прибыльными.
— В одном из районных центров прямо говорят: «Зачем нам делать что-то энергоэффективным, снижать расходы на содержание строений, если сэкономленные средства потом дадут какому-то более затратному району?». Или: «Мы специально сохраняем автопарк немного убыточным, чтобы не потерять государственные субсидии», — приводит пример исполнительный директор Центра новых идей (онлайн-журнал «Идея») Антон Родненков.
Местные предприятия не станут работать в полную силу до тех пор, пока будут получать госдотации. Если же госкомпаниям ставить целевые показатели не по объему валовой продукции, а по тому, сколько желательно заработать, то это заинтересует руководителей повысить эффективность работы.
Наталья Колесниченко, zautra.by