TOP

Прогноз от Чалого: помощь, которая может и опоздать

Много лет назад я впервые услышал об этом молодом экономисте от знакомого депутата Палаты представителей. Спросил, что будет с курсом доллар-рубль, и услышал в ответ: «Верь Чалому. Он не врет и знает, что говорит». Позже не раз убеждался, что экономические прогнозы Сергея Чалого точны и обоснованы. Сегодня он наш гость.

— Хорошо помню вашу рубрику «Экономика на пальцах» на одном солидном портале. Можно в этом же стиле рассказать о сути президентского указа № 143 «О поддержке экономики», который был подписан 24 апреля?

—Хочу отметить, что он очень трудно рождался, ведь был анонсирован больше месяца назад. Пакет документов долго проходил через Администрацию президента. Видимо, там были идеологические сложности.

Правительство составило список отраслей, которые пострадали от мер социального дистанцирования, ухудшивших их финансовое положение. Каким-то образом, например, туда записали практически всю легкую промышленность. Не знаю, какие механизмы у нее пострадали. Особенно, учитывая тот факт, что в последнее время она и так лоббировала для себя всякие виды помощи. Типа предложения запретить торговлю «сэконд хэнд»…

Словом, мы видим, что кроме очевидно пострадавших отраслей (транспорт, туризм, сфера развлечений, общественное питание) явно видны «вкрапления» такого вот лоббирования. Государство, конечно, не может всем помочь, а тут еще и тянут не самых пострадавших — тех, кто первыми добежали и объяснили, почему нужно помочь именно им.

Это первый момент. Второй связан с тем, что преподносится в качестве помощи.

В чем сегодня основная проблема пострадавших в бизнесе? В том, что они существенно потеряли в выручке. При этом у них сохранились так называемые условно-постоянные издержки. Возьмем для примера кафе. За аренду платить — надо, если есть налог на недвижимость — его тоже надо платить. А выручка упала очень сильно. Какие здесь могут быть варианты?

Работать в прежнем режиме бессмысленно, потому что кроме упомянутых обязательных выплат придется еще платить зарплаты официантам, поварам. Естественно, все это не окупится. В такой ситуации проще всего уйти на «каникулы» и надеяться, что долго пандемия не продлится.

Совершенно очевидно, что по платежам, которые составляют условно-постоянные издержки, нужны какие-то льготы. В указе они есть, но там сразу два нюанса. Поскольку это местные налоги и идут они в местные бюджеты, то и право льготировать спущено местным властям. Причем носит оно рекомендательный, а не обязательный характер. То есть хочу — дам льготу, хочу — не дам.

— Уникальное поле для коррупции…

— На самом деле, право устанавливать понижающие коэффициенты было и раньше. Однако местные бюджеты им практически никогда не пользовались. Почему?

Потому что местные бюджеты у нас дефицитны. Денег у них не хватает, они вынуждены за помощью обращаться в республиканский бюджет. А там, принимая решение, как правило, пишут стандартные отписки типа: «Вы пока сами провели недостаточную работу по оптимизации ваших собственных источников».

Получается, что у местных властей вроде бы как есть возможность уменьшать местные налоги, которые сейчас наиболее чувствительны, но при этом у них есть и стимул их не понижать.

Как это будет работать на практике, воспользуются ли этим правом и рекомендациями, пока сказать сложно.

Кроме того, если местные власти даже наступят на горло собственной песне и решат, что такая помощь действительно нужна, непонятно, в каком порядке она будет осуществляться. Не получится ли так: «Вы побегайте, соберите сотни бумаг, тогда мы будем готовы рассмотреть ваше обращение».

Отдельно нужно сказать о предусмотренных в указе отсрочке и рассрочке этих платежей. Отсрочка означает, что в течение нескольких месяцев вы ничего не платите, но обязательства по ним сохраняются. То есть, когда налоговые каникулы закончатся, вы все равно будете платить. Только не сразу, а в течение предусмотренного рассрочкой времени.

Власти предполагают, что как только кризис закончится, ваша выручка вырастет настолько, что вы сможете все оплатить. Другими словами, ваша выручка должна быть гораздо большей, чем в доэпидемные месяцы.

— Оправданный оптимизм?

— В том-то и дело, что нет.

По-честному было бы не переносить эти налоги, а просто простить или снизить, но, видимо, ситуация с бюджетом такова, что он не может себе подобного позволить.

И связано это не с эпидемией.

Бюджет и так был, что называется, напряженным. Верстался он из предельных кризисных значений. Те параметры давно превышены. Среднегодовой курс белорусского рубля должен был быть 2.42, а он уже выше 2.50, доллар должен был стоить 67 российских рублей — имеем уже больше 75…

Добавьте необходимость платить по внешним долгам, и станет понятно, что ситуация с бюджетом напряженная.

— А с этим указом власти не опоздали?

— Большой вопрос.

В отличие от крупных предприятий, мелкий и средний бизнес работает, как говорится, с колес. Так называемая подушка безопасности у них полтора-два месяца. Половину этого срока они ждали помощи, теперь посмотрим, успеют ли ее оказать к моменту, пока все не ляжет. Иначе придется людей не отправлять в отпуска, а увольнять. Напрасно кто-то считает, что на крупных предприятиях работает большинство людей. Это не так. Там всего лишь 40 процентов, остальных, из малого и среднего бизнеса, могут уволить.

Александр Томкович

Читайте также:

Уладзімір Някляеў: Трэба разлічваць на сябе такіх, якія мы ёсць, а не трызніць…

Волонтер Андрей Стрижак: «На уровне медиков ныне проходит линия обороны»

Вадим Иосуб. Власти нужно выйти из состояния обморока и начать принимать решения

Юлия Чернявская: Из века информации нас выбросило во времена «испанки». Надо учиться жить иначе

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.