Почем нынче защитники?
На обеспечение вещевым имуществом, питанием и денежным довольствием наше социальное государство выделяло каждому своему защитнику срочной службы целых 260 долларов в месяц. Нас же интересует, насколько мы тут соответствуем общей картине по региону, но уже европейскому.
На минувшей неделе стало известно, что экономическим судом Гродненской области принято решение о взыскании со Слонимского райисполкома 990 рублей в пользу одной из войсковых частей. Причиной стал призыв на срочную военную службу парня, который к службе негоден. В итоге он был комиссован, а военные захотели получить деньги, которые затратили на его содержание. Как сказано в решении суда, «обеспечение всеми видами довольствия».
К сожалению, не указано, за какой срок набежала исковая сумма. Явно парень некоторое время провел в лечебном учреждении. Да и само судебное разбирательство могло занять пару месяцев.
Но это не первое судебное решение подобного рода. В июне 2019 года стало известно, что экономическим судом Витебской области рассмотрены два дела по искам войсковых частей к Толочинскому районному исполнительному комитету и Витебскому городскому исполнительному комитету о взыскании ущерба, причиненного необоснованным призывом граждан на срочную военную службу. История аналогичная: несоблюдение установленных методик обследования врачом при медицинском освидетельствовании во время призыва, поверхностное изучение медицинской документации и недооценка имеющихся сведений о состоянии здоровья призывника. В итоге призвали тех, кого призывать не следовало. Прошлогодняя история интересна тем, что известен период времени, за который военные хотели взыскать деньги с исполкомов. Методом нехитрых подсчетов получается, что на обеспечение вещевым имуществом, питанием и денежным довольствием наше социальное государство выделяло каждому своему защитнику срочной службы целых 260 долларов в месяц. Правда, тут надо отметить, что служили наши герои в летнее время, то есть за зимнюю форму исполкомам счет не выставляли.
В общем-то, 260 долларов — зачастую это больше, чем люди зарабатывают в регионах. Но бедность белорусской провинции — тема отдельного разговора. Нас же интересует, насколько мы тут соответствуем общей картине по региону, но уже европейскому.
В Эстонии, к примеру, солдат-срочник деньгами получает от 100 евро в месяц. Сумма вырастает в зависимости от звания и от срока службы: с 9-го месяца платят уже 150 евро минимум. Правда, эти деньги почему-то считаются пособием. Плюс около 170 евро выделяется на питание. По стоимости обмундирования данных не нашел.
Российский бюджет солдату-срочнику за год службы выплачивает в зависимости от курса 300—400 долларов, плюс еще где-то в 1000 долларов обходится форменная одежда. На сколько кормят — точных цифр нет. Но открытые источники показывают, что приблизительно, как в Эстонии, то есть примерно на 200 долларов в месяц. Но тут главное, чтобы из этих денег не воровали ответственные товарищи.
Украина на трехразовое питание военнослужащего ежемесячно выделяет порядка 100 долларов. Около 770 долларов в год уходит на форму и прочее вещевое обеспечение. Еще 20 долларов — ежемесячное денежное довольствие солдата.
Страны серьезно отличаются друг от друга уровнем цен и устойчивостью валюты. В той же Украине продукты питания гораздо дешевле, чем в Беларуси. В России, кстати, тоже дешевле. Да и не очень понятно, какой удельный вес в расходах на содержание белорусского солдата занимает форма. По моим прикидкам — максимум 400 долларов в год. Тогда получается, что кормить нашего солдата должны не хуже, чем в Эстонии. Во всяком случае, сравнения не демонстрируют особенного катастрофического разрыва между Беларусью и соседями по части содержания солдата срочной службы.
Тем не менее в рамках повышения престижа военной службы было бы правильно повысить денежное довольствие солдатам-срочникам до уровня учащихся военных вузов. Для меня, например, загадка, почему солдаты получают деньгами в 5—10 раз меньше, чем курсанты.
Ну, и для того, чтобы было представление, как обстоят дела у «взрослых», в элитных армиях мира. Например, экипировка военнослужащего армии США включает около 80 наименований предметов — от носков и трусов до наручников. И обходится государству порядка 18 тысяч долларов. Из них на штурмовую винтовку приходится всего 800. Но у богатых, как мы помним, свои причуды.
Андрей Поротников, руководитель проекта BelarusSecurityBlog
Читайте также:
Президентская кампания перестает быть скучной
Коронавирус: большой войны не будет
Пенсии силовикам: сложный вопрос с неприятным решением