TOP

Вадим Иосуб: Сложно представить растущую экономику в условиях санкций

ВВП Беларуси может упасть на 0,5% при позитивном сценарии и на 3% - при негативном развития событий.

export
Фото: depositphotos

Итоги экономического 2021 года и перспективы следующего обсудили со старшим аналитиком Альпари Евразия Вадимом Иосубом.

«Полтора миллиарда долларов принесло экспортное чудо»

– Случился фактор, который все называют «внешнеэкономическим чудом». Это тот самый случай, когда от действий правительства зависело весьма мало.

Восстановление мировой экономики после локдауна вызвало резкий рост спроса, которого не было в прошлом, ковидном, году. На этом фоне произошел рост цен на мировом рынке, который коснулся важных статей беларусского экспорта, в частности, нефтепродуктов, продовольствия, древесины. Собственно говоря, эти факторы и привели к достаточно резкому росту положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами. И экспорт явился основным драйвером роста экономики.

В начале года его лидером была перерабатывающая промышленность, но на основе низкой базы предыдущего года. В первом квартале 2020 года у нас случилась нефтяная война с Россией, что привело к отсутствию поставок углеводородов и, соответственно, резкому снижению экспорта нефтепродуктов. И в первом полугодии не было контрактов на поставку калийных удобрений в Китай и Бразилию, они появились только к лету.

Соответственно, в этом году при наличии поставок российской нефти, контрактов на поставку калия, перерабатывающая промышленность в первом полугодии 2021 года показала большой прирост к аналогичному периоду предыдущего года.

На самом деле основной рост экономики пришелся на 1 и 2 кварталы, а уже в 3-м он значительно замедлился, по итогам же 4-го мы заметим еще большее замедление экспорта. Внешнеэкономическое чудо – эффект разовый, который проявился в первом полугодии; уже в следующем году на его продолжение рассчитывать не стоит.

– А внешнеэкономическое чудо позволило экономике отложить жирок на будущее?

– Отчасти – да. Рост экономики выше, чем ожидало само правительство. Во-вторых, подъем экспорта означает рост выручки и очень благоприятную ситуацию на валютном рынке. К концу года беларусский рубль укрепляется на 3,6% – по стоимости валютной корзины 2021 год вообще лучший для беларусского рубля за всю историю существования.

Этот же фактор позволил нарастить золотовалютные резервы. В течение года экспортеры продавали большие объемы валюты, часть ее покупал Нацбанк, что позволило заметно нарастить золотовалютные резервы: по плану ЗВР должны составлять не меньше 6 миллиардов, но по факту к концу года подходим с 8,5 миллиарда. Стоит отметить, что чуть меньше миллиарда в ЗВР – это распределение специальных средств заимствования со стороны МВФ, которые фонд раздавал всем странам, но как минимум полтора миллиарда в резервы принесло вот это экспортное чудо.

– Такую радужную картинку несколько испоганила инфляция?

– Она планировалась на уровне 5%, но по итогам 11 месяцев составила 10,2%. Во всем мире то же самое: в США инфляция превысила 6% и достигла максимума с 1990 года, в России – около 8,5%, в Украине – примерно на уровне Беларуси. На фоне происходящего в мире, у ближайших соседей беларусская инфляция в 10.2% вариант естественный: я бы очень удивился, составь инфлция в Америке 6%, а в Беларуси – 5%.

«Рубль ослабнет на 10% в следующем году»

– Вы говорите про небывалое укрепление беларусского рубля. Пора в обменники – менять валюту на рубли?

– В конце года доллар стоит на 2,3% ниже, чем в начале. Но с учетом того, что в 2022-м не стоит ожидать продолжения экспортного чуда, укрепление рубля прекратится, вероятнее всего, произойдет его ослабление. По моим субъективным прикидкам – на 10%. Если не принимать в расчет возможные колебания иностранных валют друг к другу (евро к доллару, доллара к российскому рублю), можно предположить, что каждая иностранная валюта, включая USD, вырастет на те же 10%. Так что курс к концу следующего года составит 2,75-2.80 рубля.

– Внешнеэкономическое чудо заканчивается, вступают в силу западные санкции. Что несет всем нам наступающий год тигра?

– Как и беларусский рубль, всю экономику ждет снижение. Масштабы падения ВВП зависят от того, насколько жесткой будет практика применения санкций, насколько активно будет задействован механизм вторичных санкций. Важно то, удастся или нет рефинансировать внешний госдолг: с одной стороны, необходимо занять 3,5 миллиарда долларов, с другой – из внешних кредиторов надежда осталась только на Россию (это может быть российское правительство. Евразийский банк развития, который им контролируется).

В зависимости от жесткости санкций, от того, удастся либо нет рефинансировать госдолг, падение ВВП может варьироваться в рамках минус 3% при негативном сценарии до минус 0,5% при позитивном сценарии.

– В любом случае летим вниз, правда, скорость неизвестна?

– С учетом всех изложенных выше обстоятельств сложно представить, чтобы экономика росла…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.