TOP

ОДКБ в Казахстане: миротворчество, военное вторжение или охрана для Токаева?

Операция "убить свободу" бессмысленна не только в стратегическом плане, но может обернуться быстрым обратным результатом.

Фото носит иллюстративный характер. Изображение: Depositphotos

Поздним вечером 5 января Совет коллективной безопасности ОДКБ в соответствии со статьей 4 Договора о коллективной безопасности принял решение направить в Казахстан не Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР), а Коллективные миротворческие силы (КМС). Причем цель направления миротворческих сил – стабилизация и нормализация обстановки в этой стране.

Беларусь делегировала в Казахстан миротворческую роту из состава 103-й воздушно-десантной Витебской бригады ССО, сообщил министр обороны Виктор Хренин.

Соответствует ли отправка сил ОДКБ в Казахстан, где проходят массовые протесты, объявленные президентом Токаевым «международным терроризмом»? К каким последствиям может привести ввод войск ОДКБ?

«Силы КСОР возьмут под охрану высшую власть»

Военный обозреватель Александр Алесин в интервью СНплюс высказал мнение, что в Казахстане хватит своих «подавленцев», а силы ОДКБ а возьмут под охрану высших чиновников и важные госучреждения.

– В 1992 году часть стран бывшего СССР подписала договор о коллективной безопасности.

В 2002 году на его базе страны-подписанты объединились в Организацию коллективного договора – с уставными органами, с генеральным секретарем и прочей бюрократией.

А в 2009 году, чтобы обладать реальной силой и влиянием на ситуацию, они приняли пакет документов о создании Коллективных сил оперативного развертывания.

Соглашение парафировано 4 февраля, подписано 14 августа. Но Беларусь оформила все официално только 20 октября: Минск тянул, ссылаясь на экономическое давление со стороны России. То есть, шантажировал Россию, которая не шла на уступки. Как только добился своего, сразу появилась подпись.

Россия выделила в состав КСОР две воздушно-десантные дивизии, Беларусь 103-ю воздушно-десантную витебскую бригаду и СОБР спецназа МВД, который размещается в Минске в Уручье. Кроме того, силы МЧС и следственно-прокурорские работники должны предоставляться на ликвидацию последствий.

Позже появились авиационные силы для переброски подразделений КСОР в места возникновения чрезвычайных ситуаций.

Пункт 4 Договора о коллективной безопасности предусматривает применение КСОР в случае нападения, внешней агрессии на одного из участников ОДКБ. Либо в ситуации, приравненной к внешней агрессии: если есть доказательства, что внутренний мятеж или внутренние волнения инспирированы извне. Это назвали элементами гибридной войны.

Но есть еще пункт 2 Договора о коллективной безопасности: в случае возникновения мятежа, протестных явлений, иной угрозы существованию конституционного строя данного государства, общественному порядку, благополучию граждан, территориальной целостности и суверенитету страны государства могут вступать в консультации друг с другом, чтобы привлечь помощь одной или нескольких стран-участников ОДКБ. Хотя Токаев сослался на пункт 4, но он мог бы сослаться и на пункт 2, что он имеет право вести переговоры и пригласить войска ОДКБ. Так поступил Лукашенко в 2020 году, пригласив российскую Росгвардию на помощь.

С юридической точки зрения здесь претензий быть не может: Казахстан реализовала свое право на коллективную оборону, что соответствует уставу ООН.

Тем более, что в Казахстан отправлены не все силы КСОР (25 тысяч человек), выделена только миротворческая часть численностью 3600 человек. И то не все посланы – думаю, в лучшем случае на первом этапе будут человек 300. Учитывая, что Казахстан очень большая по протяженности страна, то вряд ли эти миротворческие силы будут участвовать в подавлении мятежа. Скорее всего, они возьмут под охрану высшую власть (президента, министров, важнейшие органы госуправления, хранилища оружия, арсеналы, объекты атомной, химической промышленности, которые могут представлять угрозу в случае нарушения нормальной работы).

Думаю, что силы КСОР не будут подавлять протесты, скорее всего, своих казахских «подавленцев» хватит. Главное – это моральная помощь: правящая элита Казахстана должна увидеть, что ее не отдадут на растерзание, Москва поддержит.

А многие в тамошней верхушке, как и у нас в свое время, задрожали в размышлениях, на какую сторону переметнуться: либо уже бежать к протестующим, либо оставаться на стороне власти. Сам факт отправки миротворческого контингента стабилизировал правящую команду, консолидировал и дал ей волю к сопротивлению.

Беларусь втягивается в войну с союзником?

Военный обозреватель Егор Лебедок считает, что «актом внешней агрессии происходящее в Казахстане на данном этапе назвать никак нельзя. Классика совковой политики – все проблемы списывать на внешних акторов».

Обозреватель отмечает противоречивость принятого решения – направить в Казахстан миротворческие силы КСОР:

«Токаев заявляет о международном терроризме в Казахстане, для борьбы с которым КСОР, в частности, и созданы. Но направляют коллективные миротворческие силы, которые как по названию должны быть призваны для установления мира между конфликтующими сторонами, так и по задачам. Получается, что ОДКБ признает противников власти Казахстана стороной конфликта, а не террористами, как то заявлял Токаев? Ведь не будут же эти силы «создавать условия для переговоров» с террористами, да еще и «подготовленными» и «международными».

Эксперт не считает, что участие беларусских военнослужащих коренным образом повлияет на ситуацию в самой Беларуси. Но не исключает, что скажется на международном положении страны.

– …Если в Казахстане наши и россияне поубивают казахов, а те, включая военных и полицию, воспримут это как внешнюю агрессию (что вероятно), то тут ситуация на международном уровне осложнится для отправляющего. При локализации аэропорта нужно будет проводить спецоперацию, чтобы этот контингент КСОР вытянуть из Казахстана (это также чревато разрастанием конфликта). Иначе будут сотни заключенных или военнопленных, за которых уже самому придется торговаться. Решением одного на отправку сил, Беларусь может ввязаться в войну с пока еще союзником.

Это – контрпродуктивная акция

Российский политолог Игорь Чубайс отмечает, что в Казахстане события пошли по наихудшему сценарию: в страну вводят воинские подразделения стран ОДКБ (Беларуси, России и так далее).

– Операция «убить свободу» бессмысленна в стратегическом плане, но, в данном случае, она может оказаться бессмысленной и в плане тактическом, т.е. с быстрым обратным результатом. Басмачи в Центральной Азии держались до начала 40-ых. Сейчас в Казахстане могут подняться не только партизаны, но и официальная армия может расколоться. В общем, ввод иностранных войск, прежде всего – российских – в высшей степени бессмысленная, неприемлемая и контрпродуктивная акция. О морали и праве я уж не говорю. В итоге Украина укрепится, Токаев не удержится, а в России перемены приблизятся.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.