TOP

Павел Мацукевич: Щвейцария может сыграть роль посредника в контактах между режимом и Западом

Швейцарское посольство в Минске способно взять на себя представительство интересов других стран, свернувших или серьезно ограничивших свои дипломатические отношения с Беларусью.

Изображение: Depositphotos

Швейцария приняла решение – направить нового посла в Минск, что сразу же приобрело скандальный оттенок. Формально такой шаг объясняется необходимостью оказать помощь политзаключенной Наталье Херше, гражданке Швейцарии и Беларуси, осужденной на 2,5 года лишения свободы.

Такое объяснение выглядит натянутым и неправдоподобным.

Какие цели на самом деле преследует Швейцария?

Побеседовали с бывшим временным поверенным в делах Беларуси в Швейцарии, а сейчас старшим исследователем Центра новых идей Павлом Мацукевичем.

«Это решение носит символический характер»

– Швейцария направит в Минск своего нового посла. Почему принято такое решение, если за последние полтора года отношения между Минском и Западом не изменились в лучшую сторону?

– Это право Швейцарии, могу только предполагать, что может стоять за этим. Заложница в белорусской тюрьме, полагаю, одна из ключевых причин. Да, последние полтора года дипломатические отношения изменились в худшую сторону, но это ничего не решило: диктатура только укрепилась, количество политзаключённых и масштаб репрессий значительно возросли вопреки санкциям, Наталья Херше остаётся в тюрьме… Так стоит ли придерживаться занятой линии, которая не приносит желаемых результатов, а только усугубляет ситуацию, или все-так имеет смысл проявить некоторую гибкость? Тем более, есть примеры, когда иная, более тонкая линия поведения позволяла добиться определенных результатов.

Ватикан и Израиль аккредитовали своих новых послов, пошли на прямой контакт с Лукашенко и этим решили два конкретных вопроса — архиепископ Тадеуш Кондрусевич вернулся в Беларусь, а накануне Нового года из тюрьмы была освобождена израильская гражданка. Годом ранее после телефонного звонка Александру Лукашенко тогдашнего госсекретаря США Майка Помпео из тюрьмы вышел политтехнолог Виталий Шкляров.

Швейцария пыталась решить свою проблему через министра иностранных дел многократными созвонами с ним, в прошлом году Владимира Макея даже приняли в Берне с визитом. Очевидно, однако, что ресурса Макея не хватило для решения вопроса. Тем более, что Наталья Херше проявила характер и отказалась подписывать прошение о помилование на имя Лукашенко.

Думаю, решение направить в Минск нового посла вызовет волну праведной критики в адрес правительства Швейцарии как внутри, так и за пределами страны. Могу понять, но не разделяю: ситуация требует непопулярных ходов, ответственных и рискованных шагов. С моей точки зрения, это решение Швейцарии правильное.

Мы – демсилы и Запад – не смогли организовать международный бойкот нелегитимного руководителя. Лукашенко де-факто и де-юре признают большинство стран мира и даже целые части света. Вся Азия – начиная от члена НАТО Турции и заканчивая союзницей США Японией – признает лидера Беларуси.

У Евросоюза нет единой политики насчет ротации послов, что приводит к казусам: год назад Эстония сначала назначила посла в Минск, а затем отменила свое решение.

Швейцария не является членом Евросоюза, но разделяет подходы: присоединялась к санкциям и попала под ответные контрсанкции. Собственно, новый посол Швейцарии назначен уже давно, просто, насколько я понимаю, швейцарская сторона откладывала вручение верительных грамот, чтобы избежать официального признания Лукашенко.

Полтора года назад невручение грамот было принципиально важным. Сегодня это вещь все-таки символическая, в том смысле что сама по себе в беларусском кризисе уже ничего не решает. Реального бойкота все равно нет и уже быть не может.

Если с помощью этого шага Швейцарии в конечном итоге удастся добиться освобождения даже одного человека, то такой шаг уже оправдан. Свобода узника важнее любых протокольных формальностей.

 «Запад готов смягчить свою позицию»

– Не послужит ли решение Швейцарии примером Западу, чтобы договариваться с режимом?

– Швейцария – нейтральное государство, этот статус признан на международном уровне. И поэтому можно позволить себе гораздо больше, чем иные. Так что вовсе необязательно, чтобы этот пример с аккредитацией посла стал заразительным для остальных.

В моем понимании Швейцарии по статусу положено иметь полноценное диппредставительство в кризисной Беларуси. Посреднические услуги и доверие могут быть здесь востребованы.

Швейцария имеет опыт представительства интересов других стран — например, США в Венесуэле и Иране, России в Грузии и наоборот. В переводе на нашу ситуацию это означало бы, что швейцарская дипмиссия в Минске берет на себя представительство интересов других стран, свернувших или серьезно ограничивших свои отношения с Беларусью. По соглашению со всеми сторонами, разумеется. Такую ситуацию можно легко себе представить с учетом уровня эскалации конфликта Беларуси с Западом.

При этом Запад вряд ли заинтересован в углублении кризиса и был бы рад, продемонстрируй официальный Минск готовность вести себя прилично. Содержание недавнего заявления Госдепартамента США по Беларуси наводит на мысль, что и США могут проявить гибкость. Вашингтон ждет от Минска освобождения политзаключенных, тема новых выборов в документе не фигурирует, и это что-то новенькое. И если Швейцарии удастся в этом смысле чего-то добиться, на Западе, полагаю, будут только рады.

Сейчас страну возглавляет Иньяцио Кассис. Именно он в качестве министра иностранных дел в феврале 2020 года приезжал в Минск открывать швейцарское посольство и встречался с Лукашенко. Этот опыт личного контакта с Лукашенко и погружение в белорусские дела главы Швейцарии могут сыграть ключевую роль как в судьбе Натальи Херше, так и Беларуси, если Швейцария впряжется в беларусский вопрос и если такое посредничество окажется востребованным сторонами. По крайней мере, Швейцария подходит на роль посредника гораздо больше, чем иные даже более влиятельные страны. Просто потому, что у иных опыта такого контакта нет.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.